А.С. Пушкин.
СКАЗКА
О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО
СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ
КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ
И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ
Предлагаю своим немногим читателям в Пасхальный праздничный
день забавную шутку – сакральное прочтение известной Сказки. Юмор здесь
заключаются в том, что каждый должен решить для себя: Сказки, Предания и Святые
тексты – это было(е) или думы? Что в них важнее: события или намек?.. рождество
смысла или воскресение мысли?.. «внешнее» восприятие или «внутреннее»? А может быть всё зависит от
предрасположенности и тонкости души Человека!?. Решивший этот вопрос в самом
себе не будет спорить о деяниях Бога…, о чудесах: материальны ли они, на самом
ли деле, либо идеальны и должны пониматься в иносказательном смысле?.. не будет
спорить с взявшими на себя смелость толковать Писание. Потому что в этом споре нет
диалектики… и всё решает Провидение и дух Божий!
Сказочный словарик.
Царь «Салтан» - как восходящее Солнце человека, а еще «салт»,
что в переводе с одного древнего языка означает «одинокий человек»,
«индивидуальность», «соль\суть земли».
Князь «Гвидон» - как «видон» и «видение» человека. Порождение четы: Человека (Салтана)
и Любви, где Любовь – это матушка князя Гвидона, царица и одна из 3-х сестер.
Царевна «Лебедь» - это манящая «тайна» и прекрасная «загадка»,
и «вопрос», поддерживающий голову, и «сестра» всех див заморских, и таинство
«ночи», и сладость непознанного.
Три
девицы под окном
Пряли
поздно вечерком.
«Кабы я
была царица, —
Говорит
одна девица, —
То на
весь крещеный мир
Приготовила
б я пир».
«Кабы я
была царица, —
Говорит
ее сестрица, —
То на
весь бы мир одна
Наткала я
полотна».
«Кабы я
была царица, —
Третья
молвила сестрица, —
Я б для
батюшки-царя
Родила
богатыря».
Три девицы – это три сестры: Надежда, Вера и Любовь. Самая
старшая – это Надежда, душа покоя и свет ожидания. Средняя сестра – это Вера, а
младшая – это Любовь. Ближе к ночи успокаивается мир человека от мирских забот.
И в тиши светлицы располагается этот внутренний мир человека под окном,
возможно при свече, возможно с книгой в руках, с созерцанием света осеняющих
мыслей... и пряжа раздумий вытягивается в нить предложений. Надежда предлагает
человеческому «Я» яства на столах. Её предел мечтаний – это образы на гладях, будто
буквы-знаки на белом листе бумаги. Вера предлагает чистый, белый фон, а Любовь
несет творчество воплощения, появление новой жизни в вашей книге бытия… Новое
видение.
Только
вымолвить успела,
Дверь
тихонько заскрыпела,
И в
светлицу входит царь,
Стороны
той государь.
Во всё
время разговора
Он стоял
позадь забора;
Речь
последней по всему
Полюбилася
ему.
«Здравствуй,
красная девица, —
Говорит
он, — будь царица
И роди
богатыря
Мне к
исходу сентября.
Вы ж,
голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь
из светлицы,
Поезжайте
вслед за мной,
Вслед за
мной и за сестрой:
Будь одна
из вас ткачиха,
А другая
повариха».
Что же человек? Наблюдает со стороны, из-за барьера своего
быта, заглядывает в книгу своей жизни, своего опыта переживаний, пока не
решается войти и выбрать в книге жизни свою судьбу. Душа его Любви - красна, Вера
- в зеленом сарафане на вырост, как вольное поле, а у Надежды на переднике
фио-летовые образы и надписи. Человек выбирает себе на Новый год новые решения
с мыслью, что через 9 месяцев Любовь явит Явление и новое Видение.
В сени
вышел царь-отец.
Все
пустились во дворец.
Царь
недолго собирался:
В тот же
вечер обвенчался.
Царь
Салтан за пир честной
Сел с
царицей молодой;
А потом
честные гости
На
кровать слоновой кости
Положили
молодых
И
оставили одних.
В кухне
злится повариха,
Плачет у
станка ткачиха,
И
завидуют оне
Государевой
жене.
А царица
молодая,
Дела
вдаль не отлагая,
С первой
ночи понесла.
Пир честной, постель с отливом приготовили игриво не царёв
народец тихой, а Ткачиха с Поварихой.
В те поры
война была.
Царь
Салтан, с женой простяся,
На
добра-коня садяся,
Ей
наказывал себя
Поберечь,
его любя.
Между
тем, как он далёко
Бьется
долго и жестоко,
Наступает
срок родин;
Сына бог
им дал в аршин,
И царица
над ребенком
Как
орлица над орленком;
Шлет с
письмом она гонца,
Чтоб обрадовать
отца.
А ткачиха
с поварихой,
С сватьей
бабой Бабарихой,
Извести
ее хотят,
Перенять
гонца велят;
Сами шлют
гонца другого
Вот с чем
от слова до слова:
«Родила
царица в ночь
Не то
сына, не то дочь;
Не
мышонка, не лягушку,
А
неведому зверюшку».
Аршин – 72 см (аин-бет, категория первенца и символ
мудрости), мера длины и мера письма. Но письмо, написанное Любовью трудно
прочесть. Человек в письме видит фон, поле, гладь и мелких «зверушек», то, что
было - как надежда и то, что будет - как вера. Воплощенная надежда и вера в
быту приобретают исключительно прикладной характер и служат что называется «на
злобу дня». Великие и светлые, они в миру становятся вместе с матерью своей
Софией (сватьей бабой Баба-рихой) свойствами лжи и коварства. Приземленная
надежда служит человеку кухаркой на кухне наслаждений. Очеловеченная вера
служит самотканым иллюзиям, плотская любовь – похотью. София, бывшая мудростью,
превращается в хитрость и злое женское начало («баба-риха», где «рэх» нужно
прочесть наоборот, чтобы получить то, что испорченное доброе женское начало
становится «простой бабой для получения плотского удовольствия».)
Как
услышал царь-отец,
Что донес
ему гонец,
В гневе
начал он чудесить
И гонца
хотел повесить;
Но,
смягчившись на сей раз,
Дал гонцу
такой приказ:
«Ждать
царева возвращенья
Для
законного решенья».
Понятное дело, что Личность в образе царя Салтана в
соединении с Любовью хочет получить новое, наследное, богатое видение из книги
жизни, т.е царевича Г*видона, а тут такой обман и конфуз – животные поля,
животные моря в письме – есть повод для недовольства.
Едет с
грамотой гонец,
И приехал
наконец.
А ткачиха
с поварихой,
С сватьей
бабой Бабарихой,
Обобрать
его велят;
Допьяна
гонца поят
И в суму
его пустую
Суют
грамоту другую —
И привез
гонец хмельной
В тот же
день приказ такой:
«Царь
велит своим боярам,
Времени
не тратя даром,
И царицу
и приплод
Тайно
бросить в бездну вод».
Делать
нечего: бояре,
Потужив о
государе
И царице
молодой,
В спальню
к ней пришли толпой.
Объявили
царску волю —
Ей и сыну
злую долю,
Прочитали
вслух указ,
И царицу
в тот же час
В бочку с
сыном посадили,
Засмолили,
покатили
И пустили
в Окиян —
Так
велел-де царь Салтан.
В синем
небе звезды блещут,
В синем
море волны хлещут;
Туча по
небу идет,
Бочка по
морю плывет.
Словно горькая
вдовица,
Плачет,
бьется в ней царица;
И растет
ребенок там
Не по
дням, а по часам.
День
прошел, царица вопит...
А дитя
волну торопит:
«Ты,
волна моя, волна!
Ты
гульлива и вольна;
Плещешь
ты, куда захочешь,
Ты
морские камни точишь,
Топишь
берег ты земли,
Подымаешь
корабли —
Не губи
ты нашу душу:
Выплесни
ты нас на сушу!»
И
послушалась волна:
Тут же на
берег она
Бочку
вынесла легонько
И
отхлынула тихонько.
Мать с
младенцем спасена;
Землю
чувствует она.
Но из
бочки кто их вынет?
Бог
неужто их покинет?
Сын на
ножки поднялся,
В дно
головкой уперся,
Понатужился
немножко:
«Как бы
здесь на двор окошко
Нам
проделать?» — молвил он,
Вышиб дно
и вышел вон.
Когда дело не ладится, то все человеческие чувства и
житейский опыт предательски шепчут на ухо человеку «отказаться от Святой Любви
и Святого Видения», предать их бездне ежедневных забот и страстей, увидеть в
книге своей жизни мирские темы. Чаще всего каждый человек поддается этим
уговорам, и его Любовь от Бога и новоначальное Видение пускается в небезопасное
скитание по безбрежному океану суеты дней. Тогда на человека спускается тьма и
ночь, ведь «звезды блещут… и туча ходит». Но странное дело, в таком прожигании
дней, из книги жизни косвенным образом, «не по дням», растет опыт человека и
ещё замкнутое его Видение. В таком случае, обязательно приходит с Божьей
помощью время, когда сын-видение головкой выйдет наружу из замкнутого
пространства.
Мать и
сын теперь на воле;
Видят
холм в широком поле,
Море
синее кругом,
Дуб
зеленый над холмом.
Сын
подумал: добрый ужин
Был бы
нам, однако, нужен.
Ломит он
у дуба сук
И в тугой
сгибает лук,
Со креста
снурок шелковый
Натянул
на лук дубовый,
Тонку
тросточку сломил,
Стрелкой
легкой завострил
И пошел
на край долины
У моря
искать дичины.
Островок, который служит опорой новому видению человека в
пучине мирских событий, требует укрепления и расширения. И крест Христов здесь,
а также целеустремленность оставить внешний мир только для пропитания себе, как
раз в пору.
К морю
лишь подходит он,
Вот и
слышит будто стон...
Видно на́
море не тихо;
Смотрит —
видит дело лихо:
Бьется
лебедь средь зыбей,
Коршун
носится над ней;
Та
бедняжка так и плещет,
Воду
вкруг мутит и хлещет...
Тот уж
когти распустил,
Клёв
кровавый навострил...
Но как
раз стрела запела,
В шею
коршуна задела —
Коршун в
море кровь пролил,
Лук
царевич опустил;
Смотрит:
коршун в море тонет
И не
птичьим криком стонет,
Лебедь
около плывет,
Злого
коршуна клюет,
Гибель
близкую торопит,
Бьет
крылом и в море топит —
И
царевичу потом
Молвит
русским языком:
«Ты,
царевич, мой спаситель,
Мой
могучий избавитель,
Не тужи,
что за меня
Есть не
будешь ты три дня,
Что
стрела пропала в море;
Это горе
— всё не горе.
Отплачу
тебе добром,
Сослужу
тебе потом:
Ты не
лебедь ведь избавил,
Девицу в
живых оставил;
Ты не
коршуна убил,
Чародея
подстрелил.
Ввек тебя
я не забуду:
Ты
найдешь меня повсюду,
А теперь
ты воротись,
Не горюй
и спать ложись».
Коршун – это «спех», враг всякого таинства и мудрости. Поспешность
убивает благородство. Людской спех, в чем бы то ни было, является настоящим
чародеем, способным одурманить душу человека, настоящим хищным колдуном, превращающим
человека в камень или животное. Уничтожив близость к прекрасному, «спех»
берется за разум человека. И нет против него лучшего оружия, чем внимательное
делание. Увидел ниточку – не упускай, не будь небрежным, внимай с широко
открытыми глазами, и повсюду найдешь ростки добрых чудес.
Улетела
лебедь-птица,
А царевич
и царица,
Целый
день проведши так,
Лечь
решились на тощак.
Вот
открыл царевич очи;
Отрясая
грезы ночи
И дивясь,
перед собой
Видит
город он большой,
Стены с
частыми зубцами,
И за
белыми стенами
Блещут
маковки церквей
И святых
монастырей.
Он скорей
царицу будит;
Та как
ахнет!.. «То ли будет? —
Говорит
он, — вижу я:
Лебедь
тешится моя».
Мать и
сын идут ко граду.
Лишь
ступили за ограду,
Оглушительный
трезвон
Поднялся
со всех сторон:
К ним
народ навстречу валит,
Хор
церковный бога хвалит;
В
колымагах золотых
Пышный
двор встречает их;
Все их
громко величают
И
царевича венчают
Княжей
шапкой, и главой
Возглашают
над собой;
И среди
своей столицы,
С
разрешения царицы,
В тот же
день стал княжить он
И
нарекся: князь Гвидон.
Будучи внимательным Человек углубляется в чтение своей книги
жизни, и возникает всё большее чудо раскрытия, и царство Видения, и
прославление, и начинает Он княжить, выбрав из сто-лиц свою столицу.
Ветер на
море гуляет
И
кораблик подгоняет;
Он бежит
себе в волнах
На
раздутых парусах.
Корабельщики
дивятся,
На
кораблике толпятся,
На
знакомом острову
Чудо
видят наяву:
Город
новый златоглавый,
Пристань
с крепкою заставой;
Пушки с
пристани палят,
Кораблю
пристать велят.
Пристают
к заставе гости;
Князь
Гвидон зовет их в гости,
Их он
кормит и поит
И ответ
держать велит:
«Чем вы,
гости, торг ведете
И куда
теперь плывете?»
Корабельщики
в ответ:
«Мы
объехали весь свет,
Торговали
соболями,
Чернобурыми
лисами;
А теперь
нам вышел срок,
Едем
прямо на восток,
Мимо
острова Буяна,
В царство
славного Салтана...»
Князь им
вымолвил тогда:
«Добрый
путь вам, господа,
По морю
по Окияну
К
славному царю Салтану;
От меня
ему поклон».
Гости в
путь, а князь Гвидон
С берега
душой печальной
Провожает
бег их дальный;
Глядь —
поверх текучих вод
Лебедь
белая плывет.
«Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!
Что ты
тих, как день ненастный?
Опечалился
чему?» —
Говорит
она ему.
Князь
печально отвечает:
«Грусть-тоска
меня съедает,
Одолела
молодца:
Видеть я
б хотел отца».
Лебедь князю:
«Вот в чем горе!
Ну,
послушай: хочешь в море
Полететь
за кораблем?
Будь же,
князь, ты комаром».
И крылами
замахала,
Воду с
шумом расплескала
И
обрызгала его
С головы
до ног всего.
Тут он в
точку уменьшился,
Комаром
оборотился,
Полетел и
запищал,
Судно на
море догнал,
Потихоньку
опустился
На
корабль — и в щель забился.
Видение Человека без Любви и Мудрости никогда не бывает
безмятежным и самодостаточным. Оно всегда либо принимает гостей, с любопытством
вопрошая о мнении, либо само стремится в гости, «на восток, где от Буяна
царство славного Салтана». Корабельщики или гости-господа – это пришлые мысли-скитальцы,
которые всегда кружат в океане информации, окружающем Землю, и являются
носителями обмена и предвестниками открытий. Рожденное Видение Человека по
началу долго-долго живет как будто отдельно от личности; человек отдельно, а
видение его отдельно, словно некий коридор или канал, который время от времени
возникает в доме и открывается, выравнивая половинчатые состояния; и стремятся
они, и тоскуют друг без друга, как князь Гвидон и царь Салтан, находясь будто
бы рядом, но так непостижимо далеко друг от друга. И соединиться могут только
по случаю, временно, и только если видение у человека достигнет концентрации и
внимания точки.
Ветер весело шумит,
Судно
весело бежит
Мимо
острова Буяна,
К царству
славного Салтана,
И
желанная страна
Вот уж
издали видна.
Вот на
берег вышли гости;
Царь
Салтан зовет их в гости,
И за ними
во дворец
Полетел
наш удалец.
Видит:
весь сияя в злате,
Царь
Салтан сидит в палате
На
престоле и в венце
С
грустной думой на лице;
А ткачиха
с поварихой,
С сватьей
бабой Бабарихой,
Около
царя сидят
И в глаза
ему глядят.
Царь
Салтан гостей сажает
За свой
стол и вопрошает:
«Ой вы,
гости-господа,
Долго ль
ездили? куда?
Ладно ль
за морем, иль худо?
И какое в
свете чудо?»
Корабельщики
в ответ:
«Мы
объехали весь свет;
За морем
житье не худо,
В свете ж
вот какое чудо:
В море
остров был крутой,
Не
привальный, не жилой;
Он лежал
пустой равниной;
Рос на
нем дубок единый;
А теперь
стоит на нем
Новый
город со дворцом,
С
златоглавыми церквами,
С
теремами и садами,
А сидит в
нем князь Гвидон;
Он
прислал тебе поклон».
Царь
Салтан дивится чуду;
Молвит
он: «Коль жив я буду,
Чудный
остров навещу,
У Гвидона
погощу».
А ткачиха
с поварихой,
С сватьей
бабой Бабарихой,
Не хотят
его пустить
Чудный
остров навестить.
«Уж
диковинка, ну право, —
Подмигнув
другим лукаво,
Повариха
говорит, —
Город у
моря стоит!
Знайте,
вот что не безделка:
Ель в
лесу, под елью белка,
Белка
песенки поет
И орешки
всё грызет,
А орешки не
простые,
Всё
скорлупки золотые,
Ядра —
чистый изумруд;
Вот что
чудом-то зовут».
Чуду царь
Салтан дивится,
А
комар-то злится, злится —
И впился
комар как раз
Тетке
прямо в правый глаз.
Повариха
побледнела,
Обмерла и
окривела.
Слуги,
сватья и сестра
С криком
ловят комара.
«Распроклятая
ты мошка!
Мы
тебя!..» А он в окошко,
Да
спокойно в свой удел
Через
море полетел.
Бытовая, «кухонная» надежда в виде «поварихи»,
посредственная вера в образе «ткачихи», а также лукавая, сватья мудрость,
ставшая авторитетом «Бабарихи», все втроем опутывают человека, не давая ему
встретиться с новорожденным богатырским видением своим по книге жизни. Надежная
повариха обманутого человека показывает хозяину своему, отвлекая внимание его
от острова Надежды, от святой Любви его, от духовного видения Писания, - свое
понимание чуда Провидения. Мол, удивляйся, батенька, в Святом письме о себе, в
Сказаниях дивных, исключительно простому, житейскому смыслу, когда каждое слово
- словно золотой орешек, расколов который ты найдешь самоцвет – а в этом
утешение и прибыль,… и душа будет петь, и казна приобретений множиться. «Пусть
будет «слово» для нас с тобой поддержкой, - как будто говорит она, - а «ядра»
смысла его – любованием! Играй словами, применяй слова в быту – это полезно и
забавно». Вот за такие то речи и получила низменная надежда укол в правый глаз.
В правый потому, что достаточно ей только вожделенного «левого» видения!
Снова
князь у моря ходит,
С синя
моря глаз не сводит;
Глядь —
поверх текучих вод
Лебедь
белая плывет.
«Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!
Что ж ты
тих, как день ненастный?
Опечалился
чему?» —
Говорит
она ему.
Князь
Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска
меня съедает;
Чудо
чудное завесть
Мне б
хотелось. Где-то есть
Ель в
лесу, под елью белка;
Диво,
право, не безделка —
Белка
песенки поет,
Да орешки
всё грызет,
А орешки
не простые,
Всё
скорлупки золотые,
Ядра —
чистый изумруд;
Но, быть
может, люди врут».
Князю
лебедь отвечает:
«Свет о
белке правду бает;
Это чудо
знаю я;
Полно,
князь, душа моя,
Не
печалься; рада службу
Оказать
тебе я в дружбу».
С
ободренною душой
Князь
пошел себе домой;
Лишь
ступил на двор широкий —
Что ж?
под елкою высокой,
Видит,
белочка при всех
Золотой
грызет орех,
Изумрудец
вынимает,
А
скорлупку собирает,
Кучки
равные кладет
И с
присвисточкой поет
При
честном при всем народе:
Во саду
ли, в огороде.
Изумился
князь Гвидон.
«Ну,
спасибо, — молвил он, —
Ай да
лебедь — дай ей боже,
Что и
мне, веселье то же».
Князь для
белочки потом
Выстроил
хрустальный дом,
Караул к
нему приставил
И притом
дьяка заставил
Строгий
счет орехам весть.
Князю
прибыль, белке честь.
Духовное Видение Человека для того, чтобы стать полным и
соединиться с Хозяином в совершенном единстве прочтения и узнавания себя в
Книге, конечно же, должно включать в себя все возможные чудеса начиная с чуда
слова. Чудо слова на первых порах подкупает и живит ищущего Святую Любовь
Человека. Владеющий словом – стал на первую ступень возвращения к солнцу своего
Духа… несмотря на то, что слово это может быть еще не в истине, а «во саду ли,
в огороде». Веселится Видение и радуется сокровенная, помогающая ему, волшебная
Лебедь-Тайна, а слова счетоводами судьбы оформляются в исчисления и весовые
категории.
Ветер по
морю гуляет
И
кораблик подгоняет;
Он бежит
себе в волнах
На
поднятых парусах
Мимо
острова крутого,
Мимо
города большого:
Пушки с
пристани палят,
Кораблю
пристать велят.
Пристают
к заставе гости;
Князь
Гвидон зовет их в гости,
Их и
кормит и поит
И ответ
держать велит:
«Чем вы,
гости, торг ведете
И куда
теперь плывете?»
Корабельщики
в ответ:
«Мы объехали
весь свет,
Торговали
мы конями,
Всё
донскими жеребцами,
А теперь
нам вышел срок —
И лежит
нам путь далек:
Мимо
острова Буяна,
В царство
славного Салтана...»
Говорит
им князь тогда:
«Добрый
путь вам, господа,
По морю
по Окияну
К
славному царю Салтану;
Да
скажите: князь Гвидон
Шлет
царю-де свой поклон».
Гости
князю поклонились,
Вышли вон
и в путь пустились.
К морю
князь — а лебедь там
Уж гуляет
по волнам.
Молит
князь: душа-де просит,
Так и
тянет и уносит...
Вот опять
она его
Вмиг
обрызгала всего:
В муху
князь оборотился,
Полетел и
опустился
Между
моря и небес
На
корабль — и в щель залез.
Нам только кажется, что один раз открывшееся Видение трудно
дождаться снова. Тоска, внимание и безутешная просьба обязательно вновь сделают
свое дело – дело возвращения благодатного соединения.
Ветер
весело шумит,
Судно
весело бежит
Мимо
острова Буяна,
В царство
славного Салтана —
И
желанная страна
Вот уж
издали видна;
Вот на
берег вышли гости;
Царь
Салтан зовет их в гости,
И за ними
во дворец
Полетел
наш удалец.
Видит:
весь сияя в злате,
Царь
Салтан сидит в палате
На
престоле и в венце,
С
грустной думой на лице.
А ткачиха
с Бабарихой
Да с
кривою поварихой
Около
царя сидят,
Злыми
жабами глядят.
Царь
Салтан гостей сажает
За свой
стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль
ездили? куда?
Ладно ль
за морем, иль худо,
И какое в
свете чудо?»
Корабельщики
в ответ:
«Мы
объехали весь свет;
За морем
житье не худо;
В свете ж
вот какое чудо:
Остров на
море лежит,
Град на
острове стоит
С
златоглавыми церквами,
С
теремами да садами;
Ель
растет перед дворцом,
А под ней
хрустальный дом;
Белка там
живет ручная,
Да
затейница какая!
Белка
песенки поет,
Да орешки
всё грызет,
А орешки
не простые,
Всё
скорлупки золотые,
Ядра —
чистый изумруд;
Слуги
белку стерегут,
Служат ей
прислугой разной —
И
приставлен дьяк приказный
Строгий
счет орехам весть;
Отдает ей
войско честь;
Из
скорлупок льют монету,
Да
пускают в ход по свету;
Девки
сыплют изумруд
В
кладовые, да под спуд;
Все в том
острове богаты,
Изоб нет,
везде палаты;
А сидит в
нем князь Гвидон;
Он
прислал тебе поклон».
Царь
Салтан дивится чуду.
«Если
только жив я буду,
Чудный
остров навещу,
У Гвидона
погощу».
А ткачиха
с поварихой,
С сватьей
бабой Бабарихой,
Не хотят
его пустить
Чудный
остров навестить.
Усмехнувшись
исподтиха,
Говорит
царю ткачиха:
«Что тут
дивного? ну, вот!
Белка
камушки грызет,
Мечет
золото и в груды
Загребает
изумруды;
Этим нас
не удивишь,
Правду
ль, нет ли говоришь.
В свете
есть иное диво:
Море
вздуется бурливо,
Закипит,
подымет вой,
Хлынет на
берег пустой,
Разольется
в шумном беге,
И
очутятся на бреге,
В чешуе,
как жар горя,
Тридцать
три богатыря,
Все
красавцы удалые,
Великаны
молодые,
Все
равны, как на подбор,
С ними
дядька Черномор.
Это диво,
так уж диво,
Можно
молвить справедливо!»
Гости
умные молчат,
Спорить с
нею не хотят.
Диву царь
Салтан дивится,
А
Гвидон-то злится, злится...
Зажужжал
он и как раз
Тетке сел
на левый глаз,
И ткачиха
побледнела:
«Ай!» и
тут же окривела;
Все
кричат: «Лови, лови,
Да дави
ее, дави...
Вот ужо!
постой немножко,
Погоди...»
А князь в окошко,
Да
спокойно в свой удел
Через
море прилетел.
И вот, когда человеку недостает слов,- подавай ему иное
диво. И тут на помощь отработанной, окривевшей, ходящей «на лево», надежде
приходит иллюзорная вера-ткачиха. Что за невидаль она предлагает восходящему в
книге жизни человеку? Кто её, бледной наследнице настоящей Веры, кумиры? О чём
мечтает дешевое «полотно» озабоченного человека? Воодушевление! Кто не
испытывал вхождение благодатного Святого духа, пусть еще раз прочтет строки о
том, как из моря выходят на берег 33 богатыря-буквы, да, в разные места сказки,
где дядька Черномор – это перо скорописца! Сколько коварства таит в себе такая
вера-ткачиха знает только Г*видон, который вниманием своим колет прямо левый
глаз, чтобы оставить для Человека правое славление.
Князь у
синя моря ходит,
С синя
моря глаз не сводит;
Глядь —
поверх текучих вод
Лебедь
белая плывет.
«Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!
Что ты
тих, как день ненастный?
Опечалился
чему?» —
Говорит
она ему.
Князь
Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска
меня съедает —
Диво б
дивное хотел
Перенесть
я в мой удел».
«А какое
ж это диво?»
— Где-то
вздуется бурливо
Окиян,
подымет вой,
Хлынет на
берег пустой,
Расплеснется
в шумном беге,
И
очутятся на бреге,
В чешуе,
как жар горя,
Тридцать
три богатыря,
Все
красавцы молодые,
Великаны
удалые,
Все
равны, как на подбор,
С ними
дядька Черномор.
Князю
лебедь отвечает:
«Вот что,
князь, тебя смущает?
Не тужи,
душа моя,
Это чудо
знаю я.
Эти
витязи морские
Мне ведь
братья все родные.
Не
печалься же, ступай,
В гости
братцев поджидай».
Новое Видение Человека опытно собирает в себе все чудеса
открытий, все подходы, все знаки, которые в последствие стражей оградят Одного
от нападок и вмешательства иноверцев.
Князь
пошел, забывши горе,
Сел на
башню, и на море
Стал
глядеть он; море вдруг
Всколыхалося
вокруг,
Расплескалось
в шумном беге
И
оставило на бреге
Тридцать
три богатыря;
В чешуе,
как жар горя,
Идут
витязи четами,
И,
блистая сединами,
Дядька
впереди идет
И ко
граду их ведет.
С башни
князь Гвидон сбегает,
Дорогих
гостей встречает;
Второпях
народ бежит;
Дядька
князю говорит:
«Лебедь
нас к тебе послала
И наказом
наказала
Славный
город твой хранить
И дозором
обходить.
Мы отныне
ежеденно
Вместе
будем непременно
У высоких
стен твоих
Выходить
из вод морских,
Так
увидимся мы вскоре,
А теперь
пора нам в море;
Тяжек
воздух нам земли».
Все потом
домой ушли.
Тяжел воздух земли буквам и слогам Св. языка, когда они,
находясь весь час в пучине пустословия, время от времени должны выходить для
ограждения высшего смысла человеческой речи, в место, где есть опора-остров начального
обожения.
Ветер по
морю гуляет
И
кораблик подгоняет;
Он бежит
себе в волнах
На
поднятых парусах
Мимо
острова крутого,
Мимо
города большого;
Пушки с
пристани палят,
Кораблю
пристать велят.
Пристают
к заставе гости.
Князь
Гвидон зовет их в гости,
Их и
кормит и поит
И ответ
держать велит:
«Чем вы,
гости, торг ведете?
И куда
теперь плывете?»
Корабельщики
в ответ:
«Мы
объехали весь свет;
Торговали
мы булатом,
Чистым
серебром и златом,
И теперь
нам вышел срок;
А лежит
нам путь далек,
Мимо
острова Буяна,
В царство
славного Салтана».
Говорит
им князь тогда:
«Добрый
путь вам, господа,
По морю
по Окияну
К
славному царю Салтану.
Да
скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де
свой царю поклон».
Гости
князю поклонились,
Вышли вон
и в путь пустились.
К морю
князь, а лебедь там
Уж гуляет
по волнам.
Князь
опять: душа-де просит...
Так и
тянет и уносит...
И опять
она его
Вмиг
обрызгала всего.
Тут он
очень уменьшился,
Шмелем
князь оборотился,
Полетел и
зажужжал;
Судно на
море догнал,
Потихоньку
опустился
На корму
— и в щель забился.
Интересно, что для борьбы последовательно с
поварихой-ткачихой-бабарихой, удерживающих Салтана в одиночестве, Г*видону
каждый раз нужна всё большая точка внимания, и всё большая сила «укола».
Ветер
весело шумит,
Судно
весело бежит
Мимо
острова Буяна,
В царство
славного Салтана,
И
желанная страна
Вот уж
издали видна.
Вот на
берег вышли гости.
Царь
Салтан зовет их в гости,
И за ними
во дворец
Полетел
наш удалец.
Видит,
весь сияя в злате,
Царь
Салтан сидит в палате
На
престоле и в венце,
С
грустной думой на лице.
А ткачиха
с поварихой,
С сватьей
бабой Бабарихой,
Около
царя сидят —
Четырьмя
все три глядят.
Царь
Салтан гостей сажает
За свой
стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль
ездили? куда?
Ладно ль
за морем иль худо?
И какое в
свете чудо?»
Корабельщики
в ответ:
«Мы
объехали весь свет;
За морем
житье не худо;
В свете ж
вот какое чудо:
Остров на
море лежит,
Град на
острове стоит,
Каждый
день идет там диво:
Море
вздуется бурливо,
Закипит,
подымет вой,
Хлынет на
берег пустой,
Расплеснется
в скором беге —
И
останутся на бреге
Тридцать
три богатыря,
В чешуе
златой горя,
Все
красавцы молодые,
Великаны
удалые,
Все
равны, как на подбор;
Старый
дядька Черномор
С ними из
моря выходит
И попарно
их выводит,
Чтобы
остров тот хранить
И дозором
обходить —
И той
стражи нет надежней,
Ни
храбрее, ни прилежней.
А сидит
там князь Гвидон;
Он
прислал тебе поклон».
Царь
Салтан дивится чуду.
«Коли жив
я только буду,
Чудный
остров навещу
И у князя
погощу».
Повариха
и ткачиха
Ни гугу —
но Бабариха
Усмехнувшись
говорит:
«Кто нас
этим удивит?
Люди из
моря выходят
И себе
дозором бродят!
Правду ль
бают, или лгут,
Дива я не
вижу тут.
В свете
есть такие ль дива?
Вот идет
молва правдива:
За морем
царевна есть,
Что не
можно глаз отвесть:
Днем свет
божий затмевает,
Ночью
землю освещает,
Месяц под
косой блестит,
А во лбу
звезда горит.
А сама-то
величава,
Выплывает,
будто пава;
А как
речь-то говорит,
Словно
реченька журчит.
Молвить
можно справедливо,
Это диво,
так уж диво».
Гости
умные молчат:
Спорить с
бабой не хотят.
Чуду царь
Салтан дивится —
А царевич
хоть и злится,
Но жалеет
он очей
Старой
бабушки своей:
Он над
ней жужжит, кружится —
Прямо на
нос к ней садится,
Нос
ужалил богатырь:
На носу
вскочил волдырь.
И опять
пошла тревога:
«Помогите,
ради бога!
Караул!
лови, лови,
Да дави
его, дави...
Вот ужо!
пожди немножко,
Погоди!..»
А шмель в окошко,
Да
спокойно в свой удел
Через
море полетел.
Замечательная находка великого Автора в словах: «четырьмя
все три глядят», из которой понятно не только то, что у трёх злых родственниц
сестрицы Любви, т.е плотских надежды-мудрости-веры, испорченных изначально
людьми, на троих четыре видения, четыре глаза, но и то, что на первый план у любого
человека выходит «золотая середина», и она, даже в быту, имеет взгляд с двух
чудесных сторон: с левой стороны и с правой…, и увидеть человеку свою тайну в
этой тайне повествования – это диво из див.
Князь у
синя моря ходит,
С синя
моря глаз не сводит;
Глядь — поверх
текучих вод
Лебедь
белая плывет.
«Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!
Что ж ты
тих, как день ненастный?
Опечалился
чему?» —
Говорит
она ему.
Князь
Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска
меня съедает:
Люди
женятся; гляжу,
Неженат
лишь я хожу».
— А кого
же на примете
Ты
имеешь? — «Да на свете,
Говорят,
царевна есть,
Что не
можно глаз отвесть.
Днем свет
божий затмевает,
Ночью
землю освещает —
Месяц под
косой блестит,
А во лбу
звезда горит.
А сама-то
величава,
Выступает,
будто пава;
Сладку
речь-то говорит,
Будто
реченька журчит.
Только,
полно, правда ль это?»
Князь со
страхом ждет ответа.
Лебедь
белая молчит
И,
подумав, говорит:
«Да!
такая есть девица.
Но жена
не рукавица:
С белой
ручки не стряхнешь,
Да за
пояс не заткнешь.
Услужу
тебе советом —
Слушай:
обо всем об этом
Пораздумай
ты путем,
Не
раскаяться б потом».
Князь
пред нею стал божиться,
Что пора
ему жениться,
Что об
этом обо всем
Передумал
он путем;
Что готов
душою страстной
За
царевною прекрасной
Он пешком
идти отсель
Хоть за
тридевять земель.
Лебедь тут,
вздохнув глубоко,
Молвила:
«Зачем далёко?
Знай,
близка судьба твоя,
Ведь
царевна эта — я».
Тут она,
взмахнув крылами,
Полетела
над волнами
И на
берег с высоты
Опустилася
в кусты,
Встрепенулась,
отряхнулась
И
царевной обернулась:
Месяц под
косой блестит,
А во лбу
звезда горит;
А сама-то
величава,
Выступает,
будто пава;
А как
речь-то говорит,
Словно
реченька журчит.
Князь
царевну обнимает,
К белой
груди прижимает
И ведет
ее скорей
К милой
матушки своей.
Князь ей
в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я
жену себе,
Дочь
послушную тебе,
Просим
оба разрешенья,
Твоего
благословенья:
Ты детей
благослови
Жить в
совете и любви».
Над
главою их покорной
Мать с
иконой чудотворной
Слезы
льет и говорит:
«Бог вас,
дети, наградит».
Князь не
долго собирался,
На царевне
обвенчался;
Стали
жить да поживать,
Да
приплода поджидать.
Видение и Тайна – это замечательная чета в рамках
восходящего в Божьей славе Чела-Века. Не могут жить Он без Неё в этой паре
Любви. Тайны нет пока нет Видения и Видение младо пока не встретит Тайну.
Видение и Тайна вместе относятся только к Человеку, служат ему, радуют его. Но
врозь…, видение всегда живет внутри человека или рядом с ним, а вот тайна
соответствует своему имени: можно сказать, что тайны без человека нет в
мироздании – ведь не для кого быть таинству? Но можно сказать и наоборот, что
она всегда есть! И не зависит тайна от человека и от его восприятия, ведь она –
это сама бесконечность! Есть ли в Божьих посланиях и в гениальных творениях сокрытая,
заколдованная тайна или тайну придумали неравнодушные толкователи - всегда
останется открытым вопросом для ищущих…, но не для живущих по её же законам Любви.
Ветер по
морю гуляет
И
кораблик подгоняет;
Он бежит
себе в волнах
На
раздутых парусах
Мимо
острова крутого,
Мимо
города большого;
Пушки с
пристани палят,
Кораблю
пристать велят.
Пристают
к заставе гости.
Князь
Гвидон зовет их в гости,
Он их
кормит и поит
И ответ
держать велит:
«Чем вы,
гости, торг ведете
И куда
теперь плывете?»
Корабельщики
в ответ:
«Мы
объехали весь свет,
Торговали
мы недаром
Неуказанным
товаром;
А лежит
нам путь далек:
Восвояси
на восток,
Мимо
острова Буяна,
В царство
славного Салтана».
Князь им
вымолвил тогда:
«Добрый
путь вам, господа,
По морю
по Окияну
К
славному дарю Салтану;
Да
напомните ему,
Государю
своему:
К нам он
в гости обещался,
А доселе
не собрался —
Шлю ему я
свой поклон».
Гости в
путь, а князь Гвидон
Дома на
сей раз остался
И с женою
не расстался.
Когда Видение сочетается с Тайной у царствующего Человека,
ничто не может их потревожить, ни заезжие гости-мысли, ни открытия других, ни
мирские тайны, - которые «торгуют не даром неуказанным товаром», и нет волнения
в душе такого Человека от липких житейских советчиц.
Ветер
весело шумит,
Судно
весело бежит
Мимо
острова Буяна
К царству
славного Салтана,
И
знакомая страна
Вот уж
издали видна.
Вот на
берег вышли гости.
Царь
Салтан зовет их в гости.
Гости
видят: во дворце
Царь
сидит в своем венце,
А ткачиха
с поварихой,
С сватьей
бабой Бабарихой,
Около
царя сидят,
Четырьмя
все три глядят.
Царь
Салтан гостей сажает
За свой
стол и вопрошает:
«Ой вы,
гости-господа,
Долго ль
ездили? куда?
Ладно ль
за морем, иль худо?
И какое в
свете чудо?»
Корабельщики
в ответ:
«Мы
объехали весь свет;
За морем
житье не худо,
В свете ж
вот какое чудо:
Остров на
море лежит,
Град на острове
стоит,
С
златоглавыми церквами,
С
теремами и садами;
Ель
растет перед дворцом,
А под ней
хрустальный дом;
Белка в
нем живет ручная,
Да
чудесница какая!
Белка
песенки поет
Да орешки
всё грызет;
А орешки
не простые,
Скорлупы-то
золотые,
Ядра —
чистый изумруд;
Белку
холят, берегут.
Там еще
другое диво:
Море
вздуется бурливо,
Закипит,
подымет вой,
Хлынет на
берег пустой,
Расплеснется
в скором беге,
И
очутятся на бреге,
В чешуе,
как жар горя,
Тридцать
три богатыря,
Все
красавцы удалые,
Великаны
молодые,
Все
равны, как на подбор —
С ними
дядька Черномор.
И той
стражи нет надежней,
Ни
храбрее, ни прилежней.
А у князя
женка есть,
Что не
можно глаз отвесть:
Днем свет
божий затмевает,
Ночью
землю освещает;
Месяц под
косой блестит,
А во лбу
звезда горит.
Князь Гвидон
тот город правит,
Всяк его
усердно славит;
Он
прислал тебе поклон,
Да тебе
пеняет он:
К нам-де
в гости обещался,
А доселе
не собрался».
Тут уж
царь не утерпел,
Снарядить
он флот велел.
А ткачиха
с поварихой,
С сватьей
бабой Бабарихой,
Не хотят
царя пустить
Чудный
остров навестить.
Но Салтан
им не внимает
И как раз
их унимает:
«Что я?
царь или дитя? —
Говорит
он не шутя: —
Нынче ж
еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон
и дверью хлопнул.
А Человек теперь уже сам спешит объединиться со своим
Святым, Богатырским, Наследным Порождением – Духом Видения, познавшим Таинство,
имеющим все чудеса толкования Книги Жизни.
Под окном
Гвидон сидит,
Молча на
море глядит:
Не шумит
оно, не хлещет,
Лишь
едва, едва трепещет,
И в
лазоревой дали
Показались
корабли:
По
равнинам Окияна
Едет флот
царя Салтана.
Князь
Гвидон тогда вскочил,
Громогласно
возопил:
«Матушка
моя родная!
Ты,
княгиня молодая!
Посмотрите
вы туда:
Едет
батюшка сюда».
Флот уж к
острову подходит.
Князь
Гвидон трубу наводит:
Царь на
палубе стоит
И в трубу
на них глядит;
С ним
ткачиха с поварихой,
С сватьей
бабой Бабарихой;
Удивляются
оне
Незнакомой
стороне.
Разом
пушки запалили;
В
колокольнях зазвонили;
К морю
сам идет Гвидон;
Там царя
встречает он
С
поварихой и ткачихой,
С сватьей
бабой Бабарихой;
В город
он повел царя,
Ничего не
говоря.
Все
теперь идут в палаты:
У ворот
блистают латы,
И стоят в
глазах царя
Тридцать
три богатыря,
Все
красавцы молодые,
Великаны
удалые,
Все
равны, как на подбор,
С ними
дядька Черномор.
Царь
ступил на двор широкой:
Там под
елкою высокой
Белка
песенку поет,
Золотой
орех грызет,
Изумрудец
вынимает
И в
мешечек опускает;
И засеян
двор большой
Золотою
скорлупой.
Гости
дале — торопливо
Смотрят —
что ж? княгиня — диво:
Под косой
луна блестит,
А во лбу
звезда горит;
А сама-то
величава,
Выступает,
будто пава,
И
свекровь свою ведет.
Царь
глядит — и узнает...
В нем
взыграло ретивое!
«Что я
вижу? что такое?
Как!» — и
дух в нем занялся...
Царь
слезами залился,
Обнимает
он царицу,
И сынка,
и молодицу,
И садятся
все за стол;
И веселый
пир пошел.
А ткачиха
с поварихой,
С сватьей
бабой Бабарихой,
Разбежались
по углам;
Их нашли
насилу там.
Тут во
всем они признались,
Повинились,
разрыдались;
Царь для
радости такой
Отпустил
всех трех домой.
День
прошел — царя Салтана
Уложили
спать вполпьяна.
Я там был;
мед, пиво пил —
И усы
лишь обмочил.
1831г.
И последнее превращение, и познание, и чудо для Человека в том, что находит, что
Видение Его рождено Его же Святой Любовью. Заходится дух, великому единению
души и радости нет границ, а пир разрастается на четыре стороны, восстанавливаются
в добре родительница и две сестры Любви, все ликуют и поют, и лишь ночь возьмет
свою половину, и быть там всякому тому, кто приглашен,… но ест и пьет лишь
понарошку.
Прочел через десять дней написанное еще раз... И понял, что мало кто поймет даже половину намеков сказки несмотря на мой "эскизный план". Требуется перепревращать, расколдовывать каждое слово повествования, и заменив все окончательно и бесповоротно, так, что даже тени от прошлых значений не останется, только тогда обретется новый сказочный мир в душе.
ОтветитьУдалить