воскресенье, 16 апреля 2017 г.

Сказка о царе Салтане...


А.С. Пушкин.



СКАЗКА

О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО

СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ

КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ

И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ





Предлагаю своим немногим читателям в Пасхальный праздничный день забавную шутку – сакральное прочтение известной Сказки. Юмор здесь заключаются в том, что каждый должен решить для себя: Сказки, Предания и Святые тексты – это было(е) или думы? Что в них важнее: события или намек?.. рождество смысла или воскресение мысли?.. «внешнее» восприятие или «внутреннее»?  А может быть всё зависит от предрасположенности и тонкости души Человека!?. Решивший этот вопрос в самом себе не будет спорить о деяниях Бога…, о чудесах: материальны ли они, на самом ли деле, либо идеальны и должны пониматься в иносказательном смысле?.. не будет спорить с взявшими на себя смелость толковать Писание. Потому что в этом споре нет диалектики… и всё решает Провидение и дух Божий!



Сказочный словарик.

Царь «Салтан» - как восходящее Солнце человека, а еще «салт», что в переводе с одного древнего языка означает «одинокий человек», «индивидуальность», «соль\суть земли».

Князь «Гвидон» - как «видон» и «видение» человека. Порождение четы: Человека (Салтана) и Любви, где Любовь – это матушка князя Гвидона, царица и одна из 3-х сестер.

Царевна «Лебедь» - это манящая «тайна» и прекрасная «загадка», и «вопрос», поддерживающий голову, и «сестра» всех див заморских, и таинство «ночи», и сладость непознанного.










Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».



Три девицы – это три сестры: Надежда, Вера и Любовь. Самая старшая – это Надежда, душа покоя и свет ожидания. Средняя сестра – это Вера, а младшая – это Любовь. Ближе к ночи успокаивается мир человека от мирских забот. И в тиши светлицы располагается этот внутренний мир человека под окном, возможно при свече, возможно с книгой в руках, с созерцанием света осеняющих мыслей... и пряжа раздумий вытягивается в нить предложений. Надежда предлагает человеческому «Я» яства на столах. Её предел мечтаний – это образы на гладях, будто буквы-знаки на белом листе бумаги. Вера предлагает чистый, белый фон, а Любовь несет творчество воплощения, появление новой жизни в вашей книге бытия… Новое видение.



Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрыпела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

«Здравствуй, красная девица, —

Говорит он, — будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха».



Что же человек? Наблюдает со стороны, из-за барьера своего быта, заглядывает в книгу своей жизни, своего опыта переживаний, пока не решается войти и выбрать в книге жизни свою судьбу. Душа его Любви - красна, Вера - в зеленом сарафане на вырост, как вольное поле, а у Надежды на переднике фио-летовые образы и надписи. Человек выбирает себе на Новый год новые решения с мыслью, что через 9 месяцев Любовь явит Явление и новое Видение.



В сени вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Царь Салтан за пир честной

Сел с царицей молодой;

А потом честные гости

На кровать слоновой кости

Положили молодых

И оставили одних.

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене.

А царица молодая,

Дела вдаль не отлагая,

С первой ночи понесла.



Пир честной, постель с отливом приготовили игриво не царёв народец тихой, а Ткачиха с Поварихой.



В те поры война была.

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра-коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далёко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого

Вот с чем от слова до слова:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку».



Аршин – 72 см (аин-бет, категория первенца и символ мудрости), мера длины и мера письма. Но письмо, написанное Любовью трудно прочесть. Человек в письме видит фон, поле, гладь и мелких «зверушек», то, что было - как надежда и то, что будет - как вера. Воплощенная надежда и вера в быту приобретают исключительно прикладной характер и служат что называется «на злобу дня». Великие и светлые, они в миру становятся вместе с матерью своей Софией (сватьей бабой Баба-рихой) свойствами лжи и коварства. Приземленная надежда служит человеку кухаркой на кухне наслаждений. Очеловеченная вера служит самотканым иллюзиям, плотская любовь – похотью. София, бывшая мудростью, превращается в хитрость и злое женское начало («баба-риха», где «рэх» нужно прочесть наоборот, чтобы получить то, что испорченное доброе женское начало становится «простой бабой для получения плотского удовольствия».)



Как услышал царь-отец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ:

«Ждать царева возвращенья

Для законного решенья».



Понятное дело, что Личность в образе царя Салтана в соединении с Любовью хочет получить новое, наследное, богатое видение из книги жизни, т.е царевича Г*видона, а тут такой обман и конфуз – животные поля, животные моря в письме – есть повод для недовольства.



Едет с грамотой гонец,

И приехал наконец.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Обобрать его велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую —

И привез гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

«Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод».

Делать нечего: бояре,

Потужив о государе

И царице молодой,

В спальню к ней пришли толпой.

Объявили царску волю —

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ,

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян —

Так велел-де царь Салтан.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День прошел, царица вопит...

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена;

Землю чувствует она.

Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» — молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.



Когда дело не ладится, то все человеческие чувства и житейский опыт предательски шепчут на ухо человеку «отказаться от Святой Любви и Святого Видения», предать их бездне ежедневных забот и страстей, увидеть в книге своей жизни мирские темы. Чаще всего каждый человек поддается этим уговорам, и его Любовь от Бога и новоначальное Видение пускается в небезопасное скитание по безбрежному океану суеты дней. Тогда на человека спускается тьма и ночь, ведь «звезды блещут… и туча ходит». Но странное дело, в таком прожигании дней, из книги жизни косвенным образом, «не по дням», растет опыт человека и ещё замкнутое его Видение. В таком случае, обязательно приходит с Божьей помощью время, когда сын-видение головкой выйдет наружу из замкнутого пространства.



Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук,

Со креста снурок шелковый

Натянул на лук дубовый,

Тонку тросточку сломил,

Стрелкой легкой завострил

И пошел на край долины

У моря искать дичины.



Островок, который служит опорой новому видению человека в пучине мирских событий, требует укрепления и расширения. И крест Христов здесь, а также целеустремленность оставить внешний мир только для пропитания себе, как раз в пору.



К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон...

Видно на́ море не тихо;

Смотрит — видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней;

Та бедняжка так и плещет,

Воду вкруг мутит и хлещет...

Тот уж когти распустил,

Клёв кровавый навострил...

Но как раз стрела запела,

В шею коршуна задела —

Коршун в море кровь пролил,

Лук царевич опустил;

Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывет,

Злого коршуна клюет,

Гибель близкую торопит,

Бьет крылом и в море топит —

И царевичу потом

Молвит русским языком:

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе — всё не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

Ввек тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду,

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись».



Коршун – это «спех», враг всякого таинства и мудрости. Поспешность убивает благородство. Людской спех, в чем бы то ни было, является настоящим чародеем, способным одурманить душу человека, настоящим хищным колдуном, превращающим человека в камень или животное. Уничтожив близость к прекрасному, «спех» берется за разум человека. И нет против него лучшего оружия, чем внимательное делание. Увидел ниточку – не упускай, не будь небрежным, внимай с широко открытыми глазами, и повсюду найдешь ростки добрых чудес.



Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так,

Лечь решились на тощак.

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

Он скорей царицу будит;

Та как ахнет!.. «То ли будет? —

Говорит он, — вижу я:

Лебедь тешится моя».

Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон:

К ним народ навстречу валит,

Хор церковный бога хвалит;

В колымагах золотых

Пышный двор встречает их;

Все их громко величают

И царевича венчают

Княжей шапкой, и главой

Возглашают над собой;

И среди своей столицы,

С разрешения царицы,

В тот же день стал княжить он

И нарекся: князь Гвидон.



Будучи внимательным Человек углубляется в чтение своей книги жизни, и возникает всё большее чудо раскрытия, и царство Видения, и прославление, и начинает Он княжить, выбрав из сто-лиц свою столицу.



Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Их он кормит и поит

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами;

А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана...»

Князь им вымолвил тогда:

«Добрый путь вам, господа,

По морю по Окияну

К славному царю Салтану;

От меня ему поклон».

Гости в путь, а князь Гвидон

С берега душой печальной

Провожает бег их дальный;

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» —

Говорит она ему.

Князь печально отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца».

Лебедь князю: «Вот в чем горе!

Ну, послушай: хочешь в море

Полететь за кораблем?

Будь же, князь, ты комаром».

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала

И обрызгала его

С головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль — и в щель забился.



Видение Человека без Любви и Мудрости никогда не бывает безмятежным и самодостаточным. Оно всегда либо принимает гостей, с любопытством вопрошая о мнении, либо само стремится в гости, «на восток, где от Буяна царство славного Салтана». Корабельщики или гости-господа – это пришлые мысли-скитальцы, которые всегда кружат в океане информации, окружающем Землю, и являются носителями обмена и предвестниками открытий. Рожденное Видение Человека по началу долго-долго живет как будто отдельно от личности; человек отдельно, а видение его отдельно, словно некий коридор или канал, который время от времени возникает в доме и открывается, выравнивая половинчатые состояния; и стремятся они, и тоскуют друг без друга, как князь Гвидон и царь Салтан, находясь будто бы рядом, но так непостижимо далеко друг от друга. И соединиться могут только по случаю, временно, и только если видение у человека достигнет концентрации и внимания точки.



 Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана,

И желанная страна

Вот уж издали видна.

Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш удалец.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице;

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Около царя сидят

И в глаза ему глядят.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной;

Рос на нем дубок единый;

А теперь стоит на нем

Новый город со дворцом,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами,

А сидит в нем князь Гвидон;

Он прислал тебе поклон».

Царь Салтан дивится чуду;

Молвит он: «Коль жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу».

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить.

«Уж диковинка, ну право, —

Подмигнув другим лукаво,

Повариха говорит, —

Город у моря стоит!

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут».

Чуду царь Салтан дивится,

А комар-то злится, злится —

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела,

Обмерла и окривела.

Слуги, сватья и сестра

С криком ловят комара.

«Распроклятая ты мошка!

Мы тебя!..» А он в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море полетел.



Бытовая, «кухонная» надежда в виде «поварихи», посредственная вера в образе «ткачихи», а также лукавая, сватья мудрость, ставшая авторитетом «Бабарихи», все втроем опутывают человека, не давая ему встретиться с новорожденным богатырским видением своим по книге жизни. Надежная повариха обманутого человека показывает хозяину своему, отвлекая внимание его от острова Надежды, от святой Любви его, от духовного видения Писания, - свое понимание чуда Провидения. Мол, удивляйся, батенька, в Святом письме о себе, в Сказаниях дивных, исключительно простому, житейскому смыслу, когда каждое слово - словно золотой орешек, расколов который ты найдешь самоцвет – а в этом утешение и прибыль,… и душа будет петь, и казна приобретений множиться. «Пусть будет «слово» для нас с тобой поддержкой, - как будто говорит она, - а «ядра» смысла его – любованием! Играй словами, применяй слова в быту – это полезно и забавно». Вот за такие то речи и получила низменная надежда укол в правый глаз. В правый потому, что достаточно ей только вожделенного «левого» видения!



Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» —

Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает;

Чудо чудное завесть

Мне б хотелось. Где-то есть

Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка —

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Но, быть может, люди врут».

Князю лебедь отвечает:

«Свет о белке правду бает;

Это чудо знаю я;

Полно, князь, душа моя,

Не печалься; рада службу

Оказать тебе я в дружбу».

С ободренною душой

Князь пошел себе домой;

Лишь ступил на двор широкий —

Что ж? под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

Изумился князь Гвидон.

«Ну, спасибо, — молвил он, —

Ай да лебедь — дай ей боже,

Что и мне, веселье то же».

Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом,

Караул к нему приставил

И притом дьяка заставил

Строгий счет орехам весть.

Князю прибыль, белке честь.



Духовное Видение Человека для того, чтобы стать полным и соединиться с Хозяином в совершенном единстве прочтения и узнавания себя в Книге, конечно же, должно включать в себя все возможные чудеса начиная с чуда слова. Чудо слова на первых порах подкупает и живит ищущего Святую Любовь Человека. Владеющий словом – стал на первую ступень возвращения к солнцу своего Духа… несмотря на то, что слово это может быть еще не в истине, а «во саду ли, в огороде». Веселится Видение и радуется сокровенная, помогающая ему, волшебная Лебедь-Тайна, а слова счетоводами судьбы оформляются в исчисления и весовые категории.





Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого:

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Их и кормит и поит

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы конями,

Всё донскими жеребцами,

А теперь нам вышел срок —

И лежит нам путь далек:

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана...»

Говорит им князь тогда:

«Добрый путь вам, господа,

По морю по Окияну

К славному царю Салтану;

Да скажите: князь Гвидон

Шлет царю-де свой поклон».

Гости князю поклонились,

Вышли вон и в путь пустились.

К морю князь — а лебедь там

Уж гуляет по волнам.

Молит князь: душа-де просит,

Так и тянет и уносит...

Вот опять она его

Вмиг обрызгала всего:

В муху князь оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль — и в щель залез.



Нам только кажется, что один раз открывшееся Видение трудно дождаться снова. Тоска, внимание и безутешная просьба обязательно вновь сделают свое дело – дело возвращения благодатного соединения.



Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана —

И желанная страна

Вот уж издали видна;

Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш удалец.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой

Около царя сидят,

Злыми жабами глядят.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем, иль худо,

И какое в свете чудо?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо;

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной —

И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть;

Отдает ей войско честь;

Из скорлупок льют монету,

Да пускают в ход по свету;

Девки сыплют изумруд

В кладовые, да под спуд;

Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты;

А сидит в нем князь Гвидон;

Он прислал тебе поклон».

Царь Салтан дивится чуду.

«Если только жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу».

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить.

Усмехнувшись исподтиха,

Говорит царю ткачиха:

«Что тут дивного? ну, вот!

Белка камушки грызет,

Мечет золото и в груды

Загребает изумруды;

Этим нас не удивишь,

Правду ль, нет ли говоришь.

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Это диво, так уж диво,

Можно молвить справедливо!»

Гости умные молчат,

Спорить с нею не хотят.

Диву царь Салтан дивится,

А Гвидон-то злится, злится...

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» и тут же окривела;

Все кричат: «Лови, лови,

Да дави ее, дави...

Вот ужо! постой немножко,

Погоди...» А князь в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море прилетел.



И вот, когда человеку недостает слов,- подавай ему иное диво. И тут на помощь отработанной, окривевшей, ходящей «на лево», надежде приходит иллюзорная вера-ткачиха. Что за невидаль она предлагает восходящему в книге жизни человеку? Кто её, бледной наследнице настоящей Веры, кумиры? О чём мечтает дешевое «полотно» озабоченного человека? Воодушевление! Кто не испытывал вхождение благодатного Святого духа, пусть еще раз прочтет строки о том, как из моря выходят на берег 33 богатыря-буквы, да, в разные места сказки, где дядька Черномор – это перо скорописца! Сколько коварства таит в себе такая вера-ткачиха знает только Г*видон, который вниманием своим колет прямо левый глаз, чтобы оставить для Человека правое славление.



Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» —

Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает —

Диво б дивное хотел

Перенесть я в мой удел».

«А какое ж это диво?»

— Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Князю лебедь отвечает:

«Вот что, князь, тебя смущает?

Не тужи, душа моя,

Это чудо знаю я.

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай».



Новое Видение Человека опытно собирает в себе все чудеса открытий, все подходы, все знаки, которые в последствие стражей оградят Одного от нападок и вмешательства иноверцев.



Князь пошел, забывши горе,

Сел на башню, и на море

Стал глядеть он; море вдруг

Всколыхалося вокруг,

Расплескалось в шумном беге

И оставило на бреге

Тридцать три богатыря;

В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведет.

С башни князь Гвидон сбегает,

Дорогих гостей встречает;

Второпях народ бежит;

Дядька князю говорит:

«Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить.

Мы отныне ежеденно

Вместе будем непременно

У высоких стен твоих

Выходить из вод морских,

Так увидимся мы вскоре,

А теперь пора нам в море;

Тяжек воздух нам земли».

Все потом домой ушли.



Тяжел воздух земли буквам и слогам Св. языка, когда они, находясь весь час в пучине пустословия, время от времени должны выходить для ограждения высшего смысла человеческой речи, в место, где есть опора-остров начального обожения.



Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости.

Князь Гвидон зовет их в гости,

Их и кормит и поит

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете?

И куда теперь плывете?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом,

И теперь нам вышел срок;

А лежит нам путь далек,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана».

Говорит им князь тогда:

«Добрый путь вам, господа,

По морю по Окияну

К славному царю Салтану.

Да скажите ж: князь Гвидон

Шлет-де свой царю поклон».

Гости князю поклонились,

Вышли вон и в путь пустились.

К морю князь, а лебедь там

Уж гуляет по волнам.

Князь опять: душа-де просит...

Так и тянет и уносит...

И опять она его

Вмиг обрызгала всего.

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму — и в щель забился.



Интересно, что для борьбы последовательно с поварихой-ткачихой-бабарихой, удерживающих Салтана в одиночестве, Г*видону каждый раз нужна всё большая точка внимания, и всё большая сила «укола».



Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана,

И желанная страна

Вот уж издали видна.

Вот на берег вышли гости.

Царь Салтан зовет их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш удалец.

Видит, весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Около царя сидят —

Четырьмя все три глядят.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо;

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

Каждый день идет там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге —

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить —

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

А сидит там князь Гвидон;

Он прислал тебе поклон».

Царь Салтан дивится чуду.

«Коли жив я только буду,

Чудный остров навещу

И у князя погощу».

Повариха и ткачиха

Ни гугу — но Бабариха

Усмехнувшись говорит:

«Кто нас этим удивит?

Люди из моря выходят

И себе дозором бродят!

Правду ль бают, или лгут,

Дива я не вижу тут.

В свете есть такие ль дива?

Вот идет молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво».

Гости умные молчат:

Спорить с бабой не хотят.

Чуду царь Салтан дивится —

А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей:

Он над ней жужжит, кружится —

Прямо на нос к ней садится,

Нос ужалил богатырь:

На носу вскочил волдырь.

И опять пошла тревога:

«Помогите, ради бога!

Караул! лови, лови,

Да дави его, дави...

Вот ужо! пожди немножко,

Погоди!..» А шмель в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море полетел.



Замечательная находка великого Автора в словах: «четырьмя все три глядят», из которой понятно не только то, что у трёх злых родственниц сестрицы Любви, т.е плотских надежды-мудрости-веры, испорченных изначально людьми, на троих четыре видения, четыре глаза, но и то, что на первый план у любого человека выходит «золотая середина», и она, даже в быту, имеет взгляд с двух чудесных сторон: с левой стороны и с правой…, и увидеть человеку свою тайну в этой тайне повествования – это диво из див.



Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» —

Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Неженат лишь я хожу».

— А кого же на примете

Ты имеешь? — «Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает —

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Только, полно, правда ль это?»

Князь со страхом ждет ответа.

Лебедь белая молчит

И, подумав, говорит:

«Да! такая есть девица.

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь,

Да за пояс не заткнешь.

Услужу тебе советом —

Слушай: обо всем об этом

Пораздумай ты путем,

Не раскаяться б потом».

Князь пред нею стал божиться,

Что пора ему жениться,

Что об этом обо всем

Передумал он путем;

Что готов душою страстной

За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель.

Лебедь тут, вздохнув глубоко,

Молвила: «Зачем далёко?

Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта — я».

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Князь царевну обнимает,

К белой груди прижимает

И ведет ее скорей

К милой матушки своей.

Князь ей в ноги, умоляя:

«Государыня-родная!

Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе,

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья:

Ты детей благослови

Жить в совете и любви».

Над главою их покорной

Мать с иконой чудотворной

Слезы льет и говорит:

«Бог вас, дети, наградит».

Князь не долго собирался,

На царевне обвенчался;

Стали жить да поживать,

Да приплода поджидать.



Видение и Тайна – это замечательная чета в рамках восходящего в Божьей славе Чела-Века. Не могут жить Он без Неё в этой паре Любви. Тайны нет пока нет Видения и Видение младо пока не встретит Тайну. Видение и Тайна вместе относятся только к Человеку, служат ему, радуют его. Но врозь…, видение всегда живет внутри человека или рядом с ним, а вот тайна соответствует своему имени: можно сказать, что тайны без человека нет в мироздании – ведь не для кого быть таинству? Но можно сказать и наоборот, что она всегда есть! И не зависит тайна от человека и от его восприятия, ведь она – это сама бесконечность! Есть ли в Божьих посланиях и в гениальных творениях сокрытая, заколдованная тайна или тайну придумали неравнодушные толкователи - всегда останется открытым вопросом для ищущих…, но не для живущих по её же законам Любви.



Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости.

Князь Гвидон зовет их в гости,

Он их кормит и поит

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далек:

Восвояси на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана».

Князь им вымолвил тогда:

«Добрый путь вам, господа,

По морю по Окияну

К славному дарю Салтану;

Да напомните ему,

Государю своему:

К нам он в гости обещался,

А доселе не собрался —

Шлю ему я свой поклон».

Гости в путь, а князь Гвидон

Дома на сей раз остался

И с женою не расстался.



Когда Видение сочетается с Тайной у царствующего Человека, ничто не может их потревожить, ни заезжие гости-мысли, ни открытия других, ни мирские тайны, - которые «торгуют не даром неуказанным товаром», и нет волнения в душе такого Человека от липких житейских советчиц.

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

К царству славного Салтана,

И знакомая страна

Вот уж издали видна.

Вот на берег вышли гости.

Царь Салтан зовет их в гости.

Гости видят: во дворце

Царь сидит в своем венце,

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Около царя сидят,

Четырьмя все три глядят.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка в нем живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки всё грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

Там еще другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор —

С ними дядька Черномор.

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

А у князя женка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Князь Гвидон тот город правит,

Всяк его усердно славит;

Он прислал тебе поклон,

Да тебе пеняет он:

К нам-де в гости обещался,

А доселе не собрался».

Тут уж царь не утерпел,

Снарядить он флот велел.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Не хотят царя пустить

Чудный остров навестить.

Но Салтан им не внимает

И как раз их унимает:

«Что я? царь или дитя? —

Говорит он не шутя: —

Нынче ж еду!» — Тут он топнул,

Вышел вон и дверью хлопнул.



А Человек теперь уже сам спешит объединиться со своим Святым, Богатырским, Наследным Порождением – Духом Видения, познавшим Таинство, имеющим все чудеса толкования Книги Жизни.



Под окном Гвидон сидит,

Молча на море глядит:

Не шумит оно, не хлещет,

Лишь едва, едва трепещет,

И в лазоревой дали

Показались корабли:

По равнинам Окияна

Едет флот царя Салтана.

Князь Гвидон тогда вскочил,

Громогласно возопил:

«Матушка моя родная!

Ты, княгиня молодая!

Посмотрите вы туда:

Едет батюшка сюда».

Флот уж к острову подходит.

Князь Гвидон трубу наводит:

Царь на палубе стоит

И в трубу на них глядит;

С ним ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой;

Удивляются оне

Незнакомой стороне.

Разом пушки запалили;

В колокольнях зазвонили;

К морю сам идет Гвидон;

Там царя встречает он

С поварихой и ткачихой,

С сватьей бабой Бабарихой;

В город он повел царя,

Ничего не говоря.

Все теперь идут в палаты:

У ворот блистают латы,

И стоят в глазах царя

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Царь ступил на двор широкой:

Там под елкою высокой

Белка песенку поет,

Золотой орех грызет,

Изумрудец вынимает

И в мешечек опускает;

И засеян двор большой

Золотою скорлупой.

Гости дале — торопливо

Смотрят — что ж? княгиня — диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

И свекровь свою ведет.

Царь глядит — и узнает...

В нем взыграло ретивое!

«Что я вижу? что такое?

Как!» — и дух в нем занялся...

Царь слезами залился,

Обнимает он царицу,

И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол;

И веселый пир пошел.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Разбежались по углам;

Их нашли насилу там.

Тут во всем они признались,

Повинились, разрыдались;

Царь для радости такой

Отпустил всех трех домой.

День прошел — царя Салтана

Уложили спать вполпьяна.

Я там был; мед, пиво пил —

И усы лишь обмочил.

1831г.


Путь указан, "за морем житьё - не худо..."
И последнее превращение, и познание, и чудо для Человека в том, что находит, что Видение Его рождено Его же Святой Любовью. Заходится дух, великому единению души и радости нет границ, а пир разрастается на четыре стороны, восстанавливаются в добре родительница и две сестры Любви, все ликуют и поют, и лишь ночь возьмет свою половину, и быть там всякому тому, кто приглашен,… но ест и пьет лишь понарошку.


1 комментарий:

  1. Прочел через десять дней написанное еще раз... И понял, что мало кто поймет даже половину намеков сказки несмотря на мой "эскизный план". Требуется перепревращать, расколдовывать каждое слово повествования, и заменив все окончательно и бесповоротно, так, что даже тени от прошлых значений не останется, только тогда обретется новый сказочный мир в душе.

    ОтветитьУдалить