среда, 13 августа 2014 г.

Пиркей Авот. (Главы Отцов)(Гл.1)

ПИРКЕЙ АВОТ. (ГЛАВЫ ОТЦОВ)
(букварный перевод)





Название трактата стоит переводить как "отцы поколений", или «главы отцов», но не «поучения отцов», уже потому, что преемственность от поколения к поколению – это основная идея ПРЕДАНИЯ, когда все поколения связаны одной целью и единым путем, но разделены качеством привязанности к исходящему корню и степенью восприятия передающейся сути…
Это подобно суставам (например, руки) в теле человека. Плечевой сустав наиболее мощный и основополагающий для руки, локтевой сустав – уже менее, но зато создает дополнительные степени свободы. Кистевой сустав – еще более слаб и менее привязан к телу. Вот так, от плеча к фалангам пальцев уменьшается мощь и привязанность к телу суставов человека, но растет применяемость в быту.
Итак, только последние поколения, словно пальцы, вариабельны и способны выполнять точную работу. Но они совершенно теряют смысл своего существования без несущей и питающей их основы.

Трактат Авот в классическом виде имеет шесть глав. Наиболее «крылатые фразы» (почему «крылатые»?.. потому что, перелетают из уст в уста) автор будет выделять и расставлять неявные для большинства знатоков акценты.



ГЛАВА ПЕРВАЯ.



Каждый Исраэль – есть для них часть в мире грядущем, как сказано: «А народ твой – все праведники в мире; получат наследство его (мира) – землю – ветвь насаждения Моего, дело руки Моей для прославления».

1. Моше получил Тору от Синая и передал ее к Игошуа, а Игошуа – к старцам, а старцы – к пророкам, а пророки передали ее к мужам Великого собрания. Они сказали три слова: «Будьте умеренными в законе;  и поднимайте многих учеников; и делайте ограничение для Торы».
(следует обратить внимание: на то, что «мир грядущий» - это далеко не «мир будущий» как любят переводить; на 5 этапов передачи, подобно КаХаБ ТуМ; на то, что старцы выше пророков; и на слово «поднимайте», действие которого на протяжении всего трактата мы будем наблюдать)


2. Шимон-Праведник был от песенного Великого собрания. Он говорил: «На трех словах стоят люди: на Торе, и на Богослужении, и на деяниях милосердных».
(«песенное» Великое собрание – это значит прикладное, т.е. Шимон-Праведник – это промежуточное звено между Великим собранием и народом. Великое собрание сказало три слова для всех: для Бога, для себя, для людей, а Шимон-Праведник сказал три слова только в назидание людям)

3. Антигнос муж Сохийский получил от Шимона-Праведника. Он говорил: «Бог удивлен, когда рабы угождают Раву за долю, т.е., чтобы получить вознаграждение. Но будьте как рабы, угождающие Раву не за долю, т.е., чтобы не получить вознаграждение, и да будет у них трепет перед небесами».
(тот, кто захочет, разберется в именах праведников и в гиматриях и получит дополнительную окраску; слово «получил» дополняют стандартно словом «Тору», что не правильно с точки зрения восприятия людей; здесь имеется ввиду «получение» как кабалистическая категория, т.е. получил ВСЁ, весь процесс приема-передачи; говорят «кабала – мудрость получения» и почему-то подразумевают получение Света от абстрактного и бесконечно удаленного Всевышнего; а где преемственность от поколения к поколению и внутри поколения, а где переход от ступени к ступени?.. в известной степени, именовать Учителя и «получить» - задача ученика.)

4. Йоси бен Йозер муж Цреда и Йоси бен Йоханан муж Ирушалайма получили от них. Йоси бен Йозер муж Цреда говорил: «Да будет дом твой домом собрания мудрецов, и будь борцом с прахом ног их, и жадно сравнивай слова их».
(впервые: получили вдвоем, а говорят поодиночке, как «рабы»; есть древнее молитвенное правило, ныне забытое, количество слов в предложении должно соответствовать наименьшему числу прочтения его)

5. Йоси бен Йоханан муж Ирушалайма говорил: «Да будет дом твой открытый для духа, и да будут «бедные» сыновьями дома твоего, а Бог умножит общение с женщиной. В жене твоей сказанное тобой - легкомысленное, а материя в жене – друг твой». Отсюда, сказали мудрецы: «Всякий, болтающий с женой, - причина зла для себя, и отмены занятий Торой, а конец его – наследие ада».
(увеличение духовных сил неминуемо приводит к увеличению мужского начала; а сила женского начала для ученика велика не менее, чем собрание мудрецов; житейская привязанность к жене способна отменить даже силу Торы)

6. Игошуа бен Прахиа и Нитай Арбели получили от них. Игошуа бен Прахиа говорил: «Сделай себе Рава и приобрети себе друга, и судите людей на чашу заслуг».
(много слов произнесено на эту тему, кроме тех, что следует понять, почему эти известные и применяемые в каждый след слова вытекают из 4-й и 5-й частей?.. ведь «получили от них»!.. кроме того, стоит заметить, что вначале высказывания делились на две части: Г*Э и АХА*П, а теперь каждый из мудрецов символизирует либо Г*Э, либо АХА*П)

7. Нитай Арбели говорил: «Далек от соседа злобный – такого Бог подсоединит к злодею, и Бог доведет до отчаяния из-за нарушений».
(ах, как разнятся между собой высказывания пары мудрецов, несмотря на то, что получили они из одного источника)

8. Игуда бен Табай и Шимон бен Шатах получили от них. Игуда бен Табай говорил: «Бог сделал суть твою как исправление приговора, и как отменяющий его законный властелин; стоящие перед  тобой, да будут в глазах твоих как злодеи, но как отпущенные прежде тобой; да будут в глазах твоих как оправданные, как получившие судебное продвижение».
(это высказывание связано с высказыванием 6. как рош с рош высшего, а с высказыванием 7. как рош с гуф высшего)

9. Шимон бен Шатах говорил: «Делай много для исследования свидетелей; и будь осторожен в словах своих, чтобы изнутри их не учились лжи».
(не стоит забывать, что «сосед», «друг», «злодей» и «свидетель»  - это не только люди, сидящие рядом)

10. Шмая и Автальон получили от них. Шмая говорил: «Люби труд и ненавидь раввинат, а Бог сформирует сознание к управлению».
(стоит найти соответствия слов «труд», «раввинат», «управление» в высказывании 8.)

11. Автальон говорил: «Мудрецы, сияющие в словах своих – может быть предъявляют долг изгнания и уводят к месту ухудшающейся воды; и будут пить из него ученики, пришедшие после их, и растворятся, и окажется имя Небес пустым».
(внешний блеск речей мудрецов-свидетелей может быть из состояния изгнания; если нижняя ступень становится зависимой исключительно от АХА*П высшего (как учат иногда раввины), она становится питаемой только системой АХА*Пов и неминуемо скатывается по ступеням АХА*Пов вниз)

12. Гилель и Шамай получили от них. Гилель говорил: «Будь учеником Агарона: люби благоденствие и сохраняй благоденствие, люби создания и внутреннюю часть Торы».

13. Он говорил (на арамейском): «Противоречие заботящемуся об имени; кто не умножает – лишится; кто не бережет – заслуживает смерти; пользующийся короной – сгинет».

14. Он говорил: «Если не я – мне, кто - мне? Но когда я - для себя, что - я? И если не сейчас – когда?»
(игра слов «кто?» и «что?» (т.е. «ми» и «ма», т.е. «Творец» и «творение»); и оказывается, что «мне» и «для себя» - это не одно и тоже; первая часть фразы – это «люби и сохраняй благоденствие; вторая часть фразы – это «люби создания»; а третья часть фразы – это «люби внутреннюю Тору»; кроме того, всеми (с)читаются эти фразы как риторические вопросы,… но спросите себя, почему они не могут быть утверждениями, например: «Если не я мне – КТО (Всевышний) – мне! Но когда я для себя, что (тело) я! И т.д.»)

15. Шамай говорил: «Делай Тору свою постоянной; говори мало, а делай много; и принимай людей с красивым выражением лица».
(стоит ли говорить, что «говори мало, а делай много, и принимай людей» – это всё в Торе твоей, а принятый ранее перевод «принимай людей приветливо» совершенно лишен кабалистического смысла с точки зрения «лица» и «красоты»)

16. Рабан Гамлиель говорил: «Делай себе Рава и уходи от сомнений, и Бог увеличит на 10 оценку».
(понятно, что «делай себе» - это вовсе не «делай для себя»)

17. Шимон, сын его, говорил: «Каждый, кто велик - среди мудрецов, и не находит в теле хорошего, кроме молчания; но не толкования бесплодны, а действия; и все многочисленные слова – из-за прихода греха».
(желания человека должны молчать или толковаться, но не действовать)

18. Рабан Шимон бен Гамлиэль говорил: «На трех словах люди поднимаются: на законе, и на истине, на благоденствии, как сказано: «Истина и правосудие благоденствие судят во вратах ваших».
(в высказывании 1. всё начиналось с трёх законов Торы, поэтому: «стойте на законе, но будьте умеренными в законе – умеренность корень и основа ваши; «поднимайтесь в истине, но поднимая многих учеников – чего нет в современном обществе; «поднимайтесь на благоденствии – делая ограничения»)

Раби Хананиа бен Акашиа говорил: «Захотел Святой Благословен Он очистить Исраэль. Поэтому умножил для них Тору и Заповеди, как сказано: «Йуд-Хей-Вав-Хей желающий ради праведника Своего – возвеличит Тору и усилит».
(всё происходит только ради праведника в цепочке праведников, но не ради заявившего о себе обывателя или группы обывателей;
В первой главе имеем 18 высказываний, по «числу жизни», которые объединены в 10 смысловых форм; принято читать трактат Авот по одной главе в каждую из суббот между Песах и Шавуот в молитве «Минха». Перед чтением всегда произносят слова из Мишны 1: «Каждый Исраэль – есть у них доля…», а после чтения – слова Мишны 18: «Раби Хананиа бен Акашиа говорил…»)


    













Комментариев нет:

Отправить комментарий