ПИРКЕЙ АВОТ. (ГЛАВЫ ОТЦОВ)
(букварный перевод)
Название трактата стоит
переводить как "отцы поколений", или «главы отцов», но не «поучения отцов», уже потому, что
преемственность от поколения к поколению – это основная идея ПРЕДАНИЯ, когда
все поколения связаны одной целью и единым путем, но разделены качеством
привязанности к исходящему корню и степенью восприятия передающейся сути…
Это подобно суставам
(например, руки) в теле человека. Плечевой сустав наиболее мощный и
основополагающий для руки, локтевой сустав – уже менее, но зато создает
дополнительные степени свободы. Кистевой сустав – еще более слаб и менее
привязан к телу. Вот так, от плеча к фалангам пальцев уменьшается мощь и
привязанность к телу суставов человека, но растет применяемость в быту.
Итак, только последние
поколения, словно пальцы, вариабельны и способны выполнять точную работу. Но
они совершенно теряют смысл своего существования без несущей и питающей их
основы.
Трактат Авот в классическом
виде имеет шесть глав. Наиболее «крылатые фразы» (почему «крылатые»?.. потому
что, перелетают из уст в уста) автор будет выделять и расставлять неявные для
большинства знатоков акценты.
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Каждый Исраэль – есть для
них часть в мире грядущем, как сказано: «А народ твой – все праведники в мире;
получат наследство его (мира) – землю – ветвь насаждения Моего, дело руки Моей
для прославления».
1. Моше получил Тору от
Синая и передал ее к Игошуа, а Игошуа – к старцам, а старцы – к пророкам, а
пророки передали ее к мужам Великого собрания. Они сказали три слова: «Будьте
умеренными в законе; и поднимайте многих
учеников; и делайте ограничение для Торы».
(следует
обратить внимание: на то, что «мир грядущий» - это далеко не «мир будущий» как
любят переводить; на 5 этапов передачи, подобно КаХаБ ТуМ; на то, что старцы выше пророков; и на
слово «поднимайте», действие которого на протяжении всего трактата мы будем
наблюдать)
2. Шимон-Праведник
был от песенного Великого собрания. Он говорил: «На трех словах стоят люди: на
Торе, и на Богослужении, и на деяниях милосердных».
(«песенное»
Великое собрание – это значит прикладное, т.е. Шимон-Праведник – это
промежуточное звено между Великим собранием и народом. Великое собрание сказало
три слова для всех: для Бога, для себя, для людей, а Шимон-Праведник сказал три
слова только в назидание людям)
3. Антигнос муж Сохийский
получил от Шимона-Праведника. Он говорил: «Бог удивлен, когда рабы угождают
Раву за долю, т.е., чтобы получить вознаграждение. Но будьте как рабы,
угождающие Раву не за долю, т.е., чтобы не получить вознаграждение, и да будет
у них трепет перед небесами».
(тот, кто
захочет, разберется в именах праведников и в гиматриях и получит дополнительную
окраску; слово «получил» дополняют стандартно словом «Тору», что не правильно с
точки зрения восприятия людей; здесь имеется ввиду «получение» как
кабалистическая категория, т.е. получил ВСЁ, весь процесс приема-передачи;
говорят «кабала – мудрость получения» и почему-то подразумевают получение Света
от абстрактного и бесконечно удаленного Всевышнего; а где преемственность от
поколения к поколению и внутри поколения, а где переход от ступени к ступени?..
в известной степени, именовать Учителя и «получить» - задача ученика.)
4. Йоси бен Йозер муж Цреда
и Йоси бен Йоханан муж Ирушалайма получили от них. Йоси бен Йозер муж Цреда
говорил: «Да будет дом твой домом собрания мудрецов, и будь борцом с прахом ног
их, и жадно сравнивай слова их».
(впервые:
получили вдвоем, а говорят поодиночке, как «рабы»; есть древнее молитвенное
правило, ныне забытое, количество слов в предложении должно соответствовать
наименьшему числу прочтения его)
5. Йоси бен Йоханан муж
Ирушалайма говорил: «Да будет дом твой открытый для духа, и да будут «бедные»
сыновьями дома твоего, а Бог умножит общение с женщиной. В жене твоей сказанное
тобой - легкомысленное, а материя в жене – друг твой». Отсюда, сказали мудрецы:
«Всякий, болтающий с женой, - причина зла для себя, и отмены занятий Торой, а
конец его – наследие ада».
(увеличение
духовных сил неминуемо приводит к увеличению мужского начала; а сила женского начала
для ученика велика не менее, чем собрание мудрецов; житейская привязанность к
жене способна отменить даже силу Торы)
6. Игошуа бен Прахиа и Нитай
Арбели получили от них. Игошуа бен Прахиа
говорил: «Сделай себе Рава и приобрети себе друга, и судите людей на чашу
заслуг».
(много слов
произнесено на эту тему, кроме тех, что следует понять, почему эти известные и
применяемые в каждый след слова вытекают из 4-й и 5-й частей?.. ведь «получили
от них»!.. кроме того, стоит заметить, что вначале высказывания делились на две
части: Г*Э и АХА*П, а теперь каждый из мудрецов символизирует либо Г*Э, либо
АХА*П)
7. Нитай Арбели говорил:
«Далек от соседа злобный – такого Бог подсоединит к злодею, и Бог доведет до
отчаяния из-за нарушений».
(ах, как
разнятся между собой высказывания пары мудрецов, несмотря на то, что получили
они из одного источника)
8. Игуда бен Табай и Шимон
бен Шатах получили от них.
Игуда бен Табай говорил: «Бог сделал
суть твою как исправление приговора, и как отменяющий его законный властелин;
стоящие перед тобой, да будут в глазах твоих как злодеи,
но как отпущенные прежде тобой; да будут в глазах твоих как оправданные, как
получившие судебное продвижение».
(это
высказывание связано с высказыванием 6. как рош с рош высшего, а с
высказыванием 7. как рош с гуф высшего)
9. Шимон бен Шатах говорил:
«Делай много для исследования свидетелей; и будь осторожен в словах своих,
чтобы изнутри их не учились лжи».
(не стоит
забывать, что «сосед», «друг», «злодей» и «свидетель» - это не только люди, сидящие рядом)
10. Шмая и Автальон получили
от них. Шмая говорил: «Люби труд и ненавидь раввинат, а Бог сформирует сознание
к управлению».
(стоит найти
соответствия слов «труд», «раввинат», «управление» в высказывании 8.)
11. Автальон говорил:
«Мудрецы, сияющие в словах своих – может быть предъявляют долг изгнания и
уводят к месту ухудшающейся воды; и будут пить из него ученики, пришедшие после
их, и растворятся, и окажется имя Небес пустым».
(внешний
блеск речей мудрецов-свидетелей может быть из состояния изгнания; если нижняя
ступень становится зависимой исключительно от АХА*П высшего (как учат иногда
раввины), она становится питаемой только системой АХА*Пов и неминуемо
скатывается по ступеням АХА*Пов вниз)
12. Гилель и Шамай получили
от них. Гилель говорил: «Будь учеником Агарона: люби благоденствие и сохраняй
благоденствие, люби создания и внутреннюю часть Торы».
13. Он говорил (на
арамейском): «Противоречие заботящемуся об имени; кто не умножает – лишится;
кто не бережет – заслуживает смерти; пользующийся короной – сгинет».
14. Он говорил: «Если не я – мне, кто - мне? Но когда я - для себя, что -
я? И если не сейчас – когда?»
(игра слов
«кто?» и «что?» (т.е. «ми» и «ма», т.е. «Творец» и «творение»); и оказывается,
что «мне» и «для себя» - это не одно и тоже; первая часть фразы – это «люби и
сохраняй благоденствие; вторая часть фразы – это «люби создания»; а третья
часть фразы – это «люби внутреннюю Тору»; кроме того, всеми (с)читаются эти
фразы как риторические вопросы,… но спросите себя, почему они не могут быть
утверждениями, например: «Если не я мне – КТО (Всевышний) – мне! Но когда я для
себя, что (тело) я! И т.д.»)
15. Шамай говорил: «Делай
Тору свою постоянной; говори мало, а делай много; и принимай людей с красивым
выражением лица».
(стоит ли
говорить, что «говори мало, а делай много, и принимай людей» – это всё в Торе
твоей, а принятый ранее перевод «принимай людей приветливо» совершенно лишен
кабалистического смысла с точки зрения «лица» и «красоты»)
16. Рабан Гамлиель говорил:
«Делай себе Рава и уходи от сомнений, и Бог увеличит на 10 оценку».
(понятно,
что «делай себе» - это вовсе не «делай для себя»)
17. Шимон, сын его, говорил:
«Каждый, кто велик - среди мудрецов, и не находит в теле хорошего, кроме
молчания; но не толкования бесплодны, а действия; и все многочисленные слова –
из-за прихода греха».
(желания
человека должны молчать или толковаться, но не действовать)
18. Рабан Шимон бен Гамлиэль
говорил: «На трех словах люди поднимаются: на законе, и на истине, на благоденствии,
как сказано: «Истина и правосудие благоденствие судят во вратах ваших».
(в
высказывании 1. всё начиналось с трёх законов Торы, поэтому: «стойте на законе,
но будьте умеренными в законе – умеренность корень и основа ваши; «поднимайтесь
в истине, но поднимая многих учеников – чего нет в современном обществе;
«поднимайтесь на благоденствии – делая ограничения»)
Раби Хананиа бен Акашиа говорил: «Захотел Святой
Благословен Он очистить Исраэль. Поэтому умножил для них Тору и Заповеди, как
сказано: «Йуд-Хей-Вав-Хей желающий ради праведника Своего – возвеличит Тору и
усилит».
(всё
происходит только ради праведника в цепочке праведников, но не ради заявившего
о себе обывателя или группы обывателей;
В первой
главе имеем 18 высказываний, по «числу жизни», которые объединены в 10
смысловых форм; принято читать трактат Авот по одной главе в каждую из суббот
между Песах и Шавуот в молитве «Минха». Перед чтением всегда произносят слова
из Мишны 1: «Каждый Исраэль – есть у них доля…», а после чтения – слова Мишны 18:
«Раби Хананиа бен Акашиа говорил…»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий