ПИРКЕЙ
АВОТ. (ГЛАВЫ ОТЦОВ)
ГЛАВА
4.
1. Бен Зома (порождение
сокращения) говорит: Кто он, мудрец
обучающийся от каждого человека? Как
сказано:
«У всех учителей
учился я, ибо свидетельства Твои —
беседа для меня».
Кто он, герой
побеждающий свои страсти, как сказано:
«Хорош длинный
нос у героя, а правитель в духе своем
захватывающий город".
Кто он, богач
радующийся доле своей, как сказано:
«Труд ладоней
твоих», когда ешь — счастлив ты и хорошо
тебе. Счастлив ты в мире этом и хорошо
тебе в мире грядущем".
Кто он, уважающий
уважающего людей, о чем говорится:
«Если уважает
меня» - я уважаю, а презирает меня —
смягчу его».
2. Бен Азай (порождение сильного) говорит:
Будь бегуном к заповеди легкой и беглецом
от греха. Заповедь — привлекает заповедь,
а грех — привлекает грех. Оплата заповеди
— заповедь, а оплата греха - грех.
3. Он сказал бы: Не
презирай любого человека и не противоречь
любому слову. Нет для тебя человека для
которого нет времени, и нет для тебя
слова для которого нет места.
4. Раби Левитас
(взлетевший) муж Явне говорит: Очень-очень
будь смирен духом, что возвышает надежду
человека.
Раби Йоханан бен
Брока (сладкоречивый, досл. Умягчение
от слюны) говорит:
Каждый, опустошающий
Имя Небес в тайном месте, - оплачивают
из-за него в открытом месте: один
ошибающийся, а другой злонамеренный в
пустоте Имени».
(Слово «небеса» в
иврите составляют четыре буквы «ШаМаИМ»,
а «имя» - в иврите пишется через две
буквы «ШеМ». Налицо взаимосвязь!
Получается, что если взять слово «имя»
(или «ШеМ»), расширить его, оставив первую
«Ш» и последнюю «М», и внедрить в середину
его две буквы «МИ» (слово это, само по
себе, означает «КТО»), то получится слово
«ШаМаИМ» - «небеса». И наоборот, если
опустошить середину слова «Ша-МаИ-М»,
как сказано «в тайном месте» и это «МИ»
- «КТО», то получится слово из двух
разрозненных букв «ШеМ» (имя).
Почему разрозненных?
Потому, что
оставшаяся после опустошения «небес»
буква «ш» стоит во главе имени
«ошибающегося», а оставшаяся в конце
после опустошения «небес» буква «м» -
знаменует «злонамеренного»!
Почему? Потому,
что тот, кто не видит в слове и в сути
«Небес» Торы - Бога и разум (а это
центральное «МИ»), тот видит: либо как
«ошибающийся» (с точки зрения «ш») -
слово «МаИМ» - «воды», либо как
«злонамеренный» (с точки зрения конечной
«м») - слово «ШМИ» - «имя своё».
Это же имеем в
нашем мире, где одна часть людей думает,
что Тора (и в том числе гл. Берешит)
описывает историю сотворения материального
мира, а другая часть людей думает, что
в Торе говорится о небом-избранных
евреях и человеке материального мира
с его эгоистическим взглядом на небо.
(не дай Бог и не дай Бог!))
5. Раби Ишмаэль сын
раби Йоси (да, услышит Бог порождение
невысказанного) говорит: «Учащий Тору
в части, чтобы учить — удовлетворяется
тем, что учит и что учить, а учащий в
части, чтобы делать — удовлетворяется
тем, что учит и что учить, чтобы соблюдать
и чтобы делать.
Раби Цадок (праведный
служитель) говорит: Не отделяйся от
собранного, и не строй из себя самого
пересматривающего дела судебные, и не
делай корону, для увеличения с ней - и
топор не отсечет с ней. И так сказал бы
Хилель (восхваление): А пользующийся
коронкой букв (тагин) — это нож в мере
любого наслаждения от слов Торы, —
заберут жизнь его из мира.
6. Раби Йоси говорит:
Каждый, делающий значимой ту Тору —
фигура его становится значимой для
людей, а каждый, опустошающий ту Тору —
фигура его становится пустой для людей.
7. Раби Ишмаэль,
сын его, говорит: Омрачающий самого себя
из-за суда (кающийся) — отделяется от
него злоба и грабеж, и клятва напрасная,
а у грубого сердце в распоряжении дурака,
злодея и наглеца.
8. Он сказал бы: Не
будь единоличным судьей — нет единоличного
судьи кроме Одного. И не говори: Получили
знание мое, — они вправе, но не ты.
9. Раби Йонатан
(посланник) говорит: Каждый исполняющий
ту Тору как бедный — в окончании своем
осуществит её как богатый, а каждый
прекращающий работу той Торы как богатый
— в окончании своем прекратит работу
её как бедный.
10. Раби Меир
(освещающий) говорит: Будь небольшим в
деле и занятым в Торе, и будь кротким в
лице каждого человека. А если ты
бездеятелен в Торе - есть у тебя много
бездельников по сравнению с тобой, но
если ты много трудишься в Торе - есть
большое вознаграждение, чтобы дать
тебе.
11. Раби Элиэзер
(Божественная помощь) сын Иакова (будет
следовать) говорит: Выполняющий одну
заповедь — приобретается ему один
защитник, а проходящий путем одного
греха — приобретается ему один обвинитель.
Раскаяние и хорошие поступки — как
ставни перед лицом несчастья. Раби
Йоханан-сапожник говорит: Каждое
собрание, если оно во имя Небес, - итог
его исполнится, а если оно не во имя
Небес, - итог его не исполнится.
12. Раби Эльазар
(Бог-помощь) сын Шамуа (порождение
Предания) говорит: Пусть честь ученика
твоего дорога для тебя, как твоя
собственная, и честь товарища твоего,
как благоговение учителя твоего, а
благоговение учителя твоего, как
благоговение небес.
13. Раби Ихуда
(иудей) говорит: Будь осторожен в учении
— оплошность учения повышает
злонамеренность. Раби Шимон (имя Бедного)
говорит: Вот три короны: корона-Тора и
корона-священнослужитель, и корона-царство,
а корона-имя доброе возвышается над
ними.
14. Раби Нехорай
(ослепительный) говорит: Будь сослан к
месту Торы и не говори, что она последует
за тобой, что товарищи твои поднимутся
с твоей помощью, и к разуму своему не
прикрепляйся.
15. Раби Янай
(разубеждающий) говорит: Не с помощью
нас - ни спокойствие злодеев, и также ни
основы праведников. Раби Матья (когда)
сын Хараш (порождение молчания) говорит:
Упреждай благоденствие каждого человека,
и будь хвостом (последним) у львов, и не
будь главой (первым) у лисов.
(Т.е, будь последним
в «грабеже» и «силе» и не будь первым в
«воровстве» и «расчетах». Человек
«каждый» - это в том числе и ты сам.
«Хвост» опережает благоденствие каждого
«льва» и всех львов, но «глава» не
опережает благоденствие каждого «лиса»
и всех лисов.)
16. Раби
Яков (последователь) говорит: Этот
мир подобен коридору перед миром грядущим
— подготовить самого
себя в коридоре, чтобы войти в зал!
17. Он
сказал бы: Краше один час в раскаянии и
хороших поступках в этом мире, чем вся
жизнь мира грядущего, и краше один час
мимолетного духа в мире
грядущем, чем вся жизнь этого мира.
18. Раби
Шимон сын Эльазара говорит: Не желай
близкого своего в момент
злости его,
и не утешай его в момент,
когда смерть его испариной
на лице у него, и не спрашивай
с него во
время обета его, и не проси
увидеть его
в момент безнравственности
его.
19. Шмуэль
младший (имя Его — Бог! малого) говорит:
Когда падает враг
твой - не
веселись,
а когда споткнется он —
не возрадуется сердце твое.
Чтобы
не увидеть (Богу)
Йуд-Хей-Вав-Хей: и злой
в глазах Его, и отвратит
от него гнев Свой.
20.
Элиша сын Авуя (Бог-Спасение порождение
желающего) говорит:
Изучающий
Тору ребенок — на что он
похож? - На
чернила,
написанные
на новом поле.
А
изучающий Тору старец — на
что он похож? - На
чернила, написанным на
стертом поле.
Раби Йоси бар Ихуда
(иудей-молчун) житель вавилонского
селения говорит:
Изучающий
Тору от молодых — на
что это похоже? - Как
будто ест вяжущий
виноград и пьёт вино из
винодельни.
А
изучающий Тору от старцев — на что это
похоже? - Как будто ест спелый
виноград и пьет давнее вино.
Раби
Меир говорит: Смотри
не в кувшин,
а в то, что есть в нем: есть новый кувшин
— полон давнего, и давний, что
даже нового нет в нем.
21.
Раби Эльазар-бондарь
говорит: Зависть
и вожделение, и почет выводят того
человека из мира.
22. Он
сказал бы: Рожденные для
смерти и умирающие для жизни, и живущие
страдать: познать и
известить, и обнаружить известие, что
ОН — БОГ, Он - Автор, Он — Творец, Он —
Знаток, Он — Судья, Он — Свидетель, Он
— Истец,
Он — Готовый страдать.
Благословен
Он, что нет перед лицом Его ни возвращения
и ни забвения, и ни пристрастия, и ни
подкупа.
И знай,
что всё согласно исчисления,
и ты не доверяйся своему злому началу,
что преисподняя — дом
спасения для тебя, что сверх своей
необходимости ты
возник, и сверх своей
необходимости ты рожден,
и сверх своей необходимости
ты живешь, и сверх своей
необходимости ты умираешь.
И сверх своей необходимости
ты готов предаться суду и отчету
перед Царем царствующих царей, Святым
Благословен Он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий