воскресенье, 9 октября 2016 г.

Пиркей Авот. (Главы Отцов) (Гл.4)

ПИРКЕЙ АВОТ. (ГЛАВЫ ОТЦОВ)



ГЛАВА 4.



1. Бен Зома (порождение сокращения) говорит: Кто он, мудрец обучающийся от каждого человека? Как сказано:
«У всех учителей учился я, ибо свидетельства Твои — беседа для меня».
Кто он, герой побеждающий свои страсти, как сказано:
«Хорош длинный нос у героя, а правитель в духе своем захватывающий город".
Кто он, богач радующийся доле своей, как сказано:
«Труд ладоней твоих», когда ешь — счастлив ты и хорошо тебе. Счастлив ты в мире этом и хорошо тебе в мире грядущем".

Кто он, уважающий уважающего людей, о чем говорится:
«Если уважает меня» - я уважаю, а презирает меня — смягчу его».


2. Бен Азай (порождение сильного) говорит: Будь бегуном к заповеди легкой и беглецом от греха. Заповедь — привлекает заповедь, а грех — привлекает грех. Оплата заповеди — заповедь, а оплата греха - грех.


3. Он сказал бы: Не презирай любого человека и не противоречь любому слову. Нет для тебя человека для которого нет времени, и нет для тебя слова для которого нет места.


4. Раби Левитас (взлетевший) муж Явне говорит: Очень-очень будь смирен духом, что возвышает надежду человека.
Раби Йоханан бен Брока (сладкоречивый, досл. Умягчение от слюны) говорит:
Каждый, опустошающий Имя Небес в тайном месте, - оплачивают из-за него в открытом месте: один ошибающийся, а другой злонамеренный в пустоте Имени».

(Слово «небеса» в иврите составляют четыре буквы «ШаМаИМ», а «имя» - в иврите пишется через две буквы «ШеМ». Налицо взаимосвязь! Получается, что если взять слово «имя» (или «ШеМ»), расширить его, оставив первую «Ш» и последнюю «М», и внедрить в середину его две буквы «МИ» (слово это, само по себе, означает «КТО»), то получится слово «ШаМаИМ» - «небеса». И наоборот, если опустошить середину слова «Ша-МаИ-М», как сказано «в тайном месте» и это «МИ» - «КТО», то получится слово из двух разрозненных букв «ШеМ» (имя).
Почему разрозненных?
Потому, что оставшаяся после опустошения «небес» буква «ш» стоит во главе имени «ошибающегося», а оставшаяся в конце после опустошения «небес» буква «м» - знаменует «злонамеренного»!
Почему? Потому, что тот, кто не видит в слове и в сути «Небес» Торы - Бога и разум (а это центральное «МИ»), тот видит: либо как «ошибающийся» (с точки зрения «ш») - слово «МаИМ» - «воды», либо как «злонамеренный» (с точки зрения конечной «м») - слово «ШМИ» - «имя своё».
Это же имеем в нашем мире, где одна часть людей думает, что Тора (и в том числе гл. Берешит) описывает историю сотворения материального мира, а другая часть людей думает, что в Торе говорится о небом-избранных евреях и человеке материального мира с его эгоистическим взглядом на небо. (не дай Бог и не дай Бог!))


5. Раби Ишмаэль сын раби Йоси (да, услышит Бог порождение невысказанного) говорит: «Учащий Тору в части, чтобы учить — удовлетворяется тем, что учит и что учить, а учащий в части, чтобы делать — удовлетворяется тем, что учит и что учить, чтобы соблюдать и чтобы делать.
Раби Цадок (праведный служитель) говорит: Не отделяйся от собранного, и не строй из себя самого пересматривающего дела судебные, и не делай корону, для увеличения с ней - и топор не отсечет с ней. И так сказал бы Хилель (восхваление): А пользующийся коронкой букв (тагин) — это нож в мере любого наслаждения от слов Торы, — заберут жизнь его из мира.


6. Раби Йоси говорит: Каждый, делающий значимой ту Тору — фигура его становится значимой для людей, а каждый, опустошающий ту Тору — фигура его становится пустой для людей.


7. Раби Ишмаэль, сын его, говорит: Омрачающий самого себя из-за суда (кающийся) — отделяется от него злоба и грабеж, и клятва напрасная, а у грубого сердце в распоряжении дурака, злодея и наглеца.


8. Он сказал бы: Не будь единоличным судьей — нет единоличного судьи кроме Одного. И не говори: Получили знание мое, — они вправе, но не ты.


9. Раби Йонатан (посланник) говорит: Каждый исполняющий ту Тору как бедный — в окончании своем осуществит её как богатый, а каждый прекращающий работу той Торы как богатый — в окончании своем прекратит работу её как бедный.


10. Раби Меир (освещающий) говорит: Будь небольшим в деле и занятым в Торе, и будь кротким в лице каждого человека. А если ты бездеятелен в Торе - есть у тебя много бездельников по сравнению с тобой, но если ты много трудишься в Торе - есть большое вознаграждение, чтобы дать тебе.


11. Раби Элиэзер (Божественная помощь) сын Иакова (будет следовать) говорит: Выполняющий одну заповедь — приобретается ему один защитник, а проходящий путем одного греха — приобретается ему один обвинитель. Раскаяние и хорошие поступки — как ставни перед лицом несчастья. Раби Йоханан-сапожник говорит: Каждое собрание, если оно во имя Небес, - итог его исполнится, а если оно не во имя Небес, - итог его не исполнится.


12. Раби Эльазар (Бог-помощь) сын Шамуа (порождение Предания) говорит: Пусть честь ученика твоего дорога для тебя, как твоя собственная, и честь товарища твоего, как благоговение учителя твоего, а благоговение учителя твоего, как благоговение небес.


13. Раби Ихуда (иудей) говорит: Будь осторожен в учении — оплошность учения повышает злонамеренность. Раби Шимон (имя Бедного) говорит: Вот три короны: корона-Тора и корона-священнослужитель, и корона-царство, а корона-имя доброе возвышается над ними.


14. Раби Нехорай (ослепительный) говорит: Будь сослан к месту Торы и не говори, что она последует за тобой, что товарищи твои поднимутся с твоей помощью, и к разуму своему не прикрепляйся.


15. Раби Янай (разубеждающий) говорит: Не с помощью нас - ни спокойствие злодеев, и также ни основы праведников. Раби Матья (когда) сын Хараш (порождение молчания) говорит: Упреждай благоденствие каждого человека, и будь хвостом (последним) у львов, и не будь главой (первым) у лисов.

(Т.е, будь последним в «грабеже» и «силе» и не будь первым в «воровстве» и «расчетах». Человек «каждый» - это в том числе и ты сам. «Хвост» опережает благоденствие каждого «льва» и всех львов, но «глава» не опережает благоденствие каждого «лиса» и всех лисов.)


16. Раби Яков (последователь) говорит: Этот мир подобен коридору перед миром грядущим — подготовить самого себя в коридоре, чтобы войти в зал!


17. Он сказал бы: Краше один час в раскаянии и хороших поступках в этом мире, чем вся жизнь мира грядущего, и краше один час мимолетного духа в мире грядущем, чем вся жизнь этого мира.


18. Раби Шимон сын Эльазара говорит: Не желай близкого своего в момент злости его, и не утешай его в момент, когда смерть его испариной на лице у него, и не спрашивай с него во время обета его, и не проси увидеть его в момент безнравственности его.


19. Шмуэль младший (имя Его — Бог! малого) говорит: Когда падает враг твой - не веселись, а когда споткнется он — не возрадуется сердце твое.
Чтобы не увидеть (Богу) Йуд-Хей-Вав-Хей: и злой в глазах Его, и отвратит от него гнев Свой.


20. Элиша сын Авуя (Бог-Спасение порождение желающего) говорит:
Изучающий Тору ребенок — на что он похож? - На чернила, написанные на новом поле.
А изучающий Тору старец — на что он похож? - На чернила, написанным на стертом поле.
Раби Йоси бар Ихуда (иудей-молчун) житель вавилонского селения говорит:
Изучающий Тору от молодых — на что это похоже? - Как будто ест вяжущий виноград и пьёт вино из винодельни.
А изучающий Тору от старцев — на что это похоже? - Как будто ест спелый виноград и пьет давнее вино.
Раби Меир говорит: Смотри не в кувшин, а в то, что есть в нем: есть новый кувшин — полон давнего, и давний, что даже нового нет в нем.


21. Раби Эльазар-бондарь говорит: Зависть и вожделение, и почет выводят того человека из мира.


22. Он сказал бы: Рожденные для смерти и умирающие для жизни, и живущие страдать: познать и известить, и обнаружить известие, что ОН — БОГ, Он - Автор, Он — Творец, Он — Знаток, Он — Судья, Он — Свидетель, Он — Истец, Он — Готовый страдать.
Благословен Он, что нет перед лицом Его ни возвращения и ни забвения, и ни пристрастия, и ни подкупа.
И знай, что всё согласно исчисления, и ты не доверяйся своему злому началу, что преисподняя — дом спасения для тебя, что сверх своей необходимости ты возник, и сверх своей необходимости ты рожден, и сверх своей необходимости ты живешь, и сверх своей необходимости ты умираешь. И сверх своей необходимости ты готов предаться суду и отчету перед Царем царствующих царей, Святым Благословен Он.

Комментариев нет:

Отправить комментарий