воскресенье, 13 ноября 2016 г.

Пиркей Авот (Главы Отцов)(Гл.6)

ПИРКЕЙ АВОТ (ГЛАВЫ ОТЦОВ).



Глава 6.


1. Учат мудрецы языком Мишны, благословен избравший их и учение их - раби Меир говорит: Каждый, занимающийся Торой «лишма» (ради неё) удостаивается многих вещей, и более того, весь мир полностью имеет смысл для него. Называется ближним, любимым, любящим то место, любящим те создания, радующийся тому месту, радующийся тем созданиям, и облачает его скромность, и трепет, и облачает его бытие праведника, благочестивого, честного, и преданного, и удаляет его от греха, и роднит его с чистотой, и удовлетворяются от него совет и сообразительность, разум и доблесть, как сказано:
У меня совет и сообразительность - я разум; у меня доблесть и отдача - у него царство и правительство; а исследовал закон и раскрывающих — у него тайны Торы; а стал как источник усиливающийся, и как река - он не прекращается; а был скромным и долготерпеливым и прощающим обиды свои - и увеличение его и возвышение его во всех делах.


2. Говорит раби Ихошуа бен Леви: Каждый день и день «дочь голоса» (речь, эхо) возникает от горы суши (горы Хорев; имеется ввиду «декламация»), и голосит, и возвещает: Увы им, людям, обиженным Торой. Каждый, кто не занимается Торой, именуется: «достойным порицания», как сказано:
Кольцо золотое в носу свиньи - жена красивая и с дурным вкусом. (Тора)
И говорит: А палитра действия Элохим - нечто, и пишущий писание Элохим - он запечатленный на палитре - не читай «запечатленно», но - «свободно», ведь свободный человек только тот, кто занимается учением Торы, а каждый, кто занимается учением Торы, - вот кто возвышающийся, как сказано:
А от дара её наследник Бога, но от наследства Бога — к смерти. (наследник унаследует Отца, а обладатель "наследства" - унаследовал землю)


3. Учащийся от ближнего своего главе одной(1) или правилу одному(2), или стиху одному(3), или предложению одному(4), или также букве одной(5) должен относиться к нему с уважением, поскольку находим у Давида-Царя Исраэль, который учился у брата сводного только второму (значению) слов, называл его, умножал его, превозносил его, познавал его, как сказано: «И ты — человек, как значение мое, превозношение мое, познание мое».
Ведь важны не слова и материал, а то, что Давид-Царь Исраэль учился у брата сводного только второму (значению) слов: называл его, умножал его, превозносил его, и познавал его.
Учащийся от ближнего своего главе одной или правилу одному, или стиху одному, или предложению одному, или также букве одной — над каждым довольно много, должен относиться к нему с уважением, и нет уважения, кроме Торы. Как сказано: Уважение мудрецы оставят в наследство, а совершенные оставят в наследство добро. И нет добра, кроме Торы, как сказано: Если взял добро - передана Мной для вас Тора Моя, — не бросайте.


4. Таков путь Торы: ломоть в соли ешь и воду в мензурке пей, и на земле спи, и жалкой жизнью живи, и в Торе ты труженик. Если ты делаешь так — счастлив ты и добро тебе: счастлив ты в этом мире, и добро тебе в мире грядущем.


5. Не ищи величия для самого себя и не желай уважения большего, чем то, что учился ты делать, и не имей страсти к столам их царским — стол твой более великий, чем их столы, и корона твоя более великая, чем их короны, - и верный ОН, Хозяин работы твоей, дополнит твое вознаграждение действием твоим.


6. Величие Торы большее, чем духовенство и чем царство, где царство было передано тридцатью ступенями, и духовенство — двадцатью четырьмя, а Тора была передана сорока восемью словами, и вот они: учением(1), слушанием уха(3), становлением речи(5), разумом сердца(7), страхом(8), трепетом(9), скромностью(10), радостью(11), чистотой(12), служением мудрецам(14), связью ближних(16), полемикой поучений(18), усидчивостью(19), декламацией(20), теорией(21), уменьшением товара(23), уменьшением самоуважения(25), уменьшением удовольствия(27), уменьшением повторений(29), уменьшением разговора(31), уменьшением развлечений(33), погашением гнева(35), добросердечием(37), верой мудрецов(39), получением страданий знакомым с местом Его и радостью, долей Его, и действием ограничения на слова Его(48). И он не содержит добра к самому себе, любимый любит место, любит людей, любит праведность, любит честных, любит порицания и удаляется от уважения, и не огрубляет сердце свое в учении своем, и он не радуется назначению, несущему ярмо ближнему своему, а берет в нем верх чаша оправдания, и направляет его к истине, и направляет его к благоденствию, и осаживает сердце его в учении его, спрашивает и отвечает, слушает и дополняет, учится отчасти для учебы и учится отчасти
для действий, поучает той многозначности его и направляет то предание его, и говорит слово именем говорящего его, это обучает: каждый говорящий слово именем говорящего его приносит спасение в мир, как сказано: И скажет — «Я опровергаю!» (Эстер) - царю именем «угнетенного господина» (Мардехая).


7. Величие Торы в том, что она дает жизнь в дела свои в мире этом и в мире грядущем. Как сказано: Ибо жизнь они для нашедшего их, и для всякой плоти его излечение.
И говорит (величие): Лечением будут для вола (тела) твоего и эликсиром для останков твоих. И говорит: Древо Жизни она для держащихся за нее, а поддерживающий ее — утверждается. И говорит: Ибо украшение они для головы твоей и ожерелье для трахеи (горла) твоей.
И говорит: И даст голове твоей украшение — корона красоты (атерет тиферет) защитит тебя.
И говорит: Ибо во мне умножатся дни твои и прибавятся для тебя годы жизни.
И говорит: Продление, дней — справа, слева — богатства и чести.
И говорит: Ибо продление дней и лет жизни, и благоденствия прибавятся для тебя.


8. Раби Шимон бен Ихуда от имени раби Шимона бен Йохая говорит: Красота - и сила, и богатство, и честь, и мудрость, и старость, и седина, и сыновья - красива для праведников и красива для мира. Как сказано: Корона красоты (атерет тиферет) — седина (отдача), в пути праведность найдешь.
И говорит: Красота юношей — сила их, а краса старцев — седина.
И говорит: Корона старцев — сыновья сыновей, а красота сыновей — отцы их.
И говорит: И стыдится она луны (бледностью), и срамится она солнца (жаром), ибо Царь Йуд-Хей-Вав-Хей множеств в горе Сион (знаков) и в Ирушалем (наследии), и противоположна старости его — честь.
Раби Шимон бен Мнасйа (обращенный; восстановленное имя) говорит: Эти семь мер, которые насчитывали мудрецы для праведников, полностью были исполнены у раби и у его сыновей.

9. Говорит раби Йоси бен Кисма (порождение волшебства): Однажды был я идущим в пути и задел в себе одного Человека, и передал он мне «шалом», и возвратил я ему «шалом».
Говорит мне: - Раби, из какого места ты?
Отвечаю ему: - Из города величия мудрецов и толкователей Я!
Говорит мне: - Раби, желаешь ли ты проживать вместе с нами, в месте нашем, и я воздам тебе тысячу тысяч динаров золота, драгоценные камни и жемчуга.
Отвечаю ему: - Если ты дал бы мне все серебро и золото, и камни драгоценные, и жемчуга всего мира, я буду жить только в месте Торы, ведь так написано в книге Тегилим рукой Давида, царя Исраэль: Лучше для меня Тора уст Твоих, чем тысячи золота и серебра.

И только в час смерти своей человек не имеет наполнений от человека, ни серебром и ни золотом, и ни драгоценными камнями и жемчугами, но Торой и поступками добрыми исключительно. Как сказано: В путешествии твоем поведет тебя, в покое твоем – будет бдить над тобой, а в бодрствовании – она будет беседовать с тобой.
«В путешествии твоем поведет тебя» - в мире этом; «в покое твоем будет бдить над тобой» - в могиле; «а в бодрствовании она будет беседовать с тобой» - в мире грядущем.
И говорит: Для меня серебро и для меня золото - весть Йуд-Хей-Вав-Хей множества.


10. Пятью достояниями приобретается Святой, Благословен Он в мире Своем, и вот они:
Тора — достояние одно, небеса и земля — достояние одно, Аврахам — достояние одно, Исраэль — достояние одно, дом (двое) Святости — достояние одно.
Тора, о чем написано: Йуд-Хей-Вав-Хей - приобретение мое, начало, путь Его прежде действий Его с тех пор.
Небеса и земля, о чем написано: Так говорит Йуд-Хей-Вав-Хей: небеса - престол Мой (покрытие Мое), а земля — опорная подставка, некий дом, который построите Мне и некое место покоя Моего.
И говорит: Что умножают все деяния Твои Йуд-Хей-Вав-Хей? - в мудрости действия наполнения земли достояние Твоё.
Аврахам, о чем написано: И благословит его, и скажет: Благословен Аврам (ав-рам или отец высокий) у высшего Бога, приобретающий небеса и землю.
Исраэль, о чем написано: Пока передаст народ Твой Йуд-Хей-Вав-Хей, пока передаст народ это приобретение.
И говорит: Для святых, которые в земле некой, и огромны все желания их.
Дом Святости, о чем написано: Основа для покоя твоего - действие Йуд-Хей-Вав-Хей, храм Адонай (Господина) основали руки твои.
И говорит: И прийдете к границе Святого Его — гора эта приобретается днями нашими.


11. Все то, что создал Святой, Благословен Он, в мире Своем — создал для чести Своей. Как сказано: Все именованно Именем Моим и для чести Моей — созданное Его, сотворенное Его, также сделанное Его.
И говорит: Йуд-Хей-Вав-Хей будет властвовать в мире вечно.



Комментариев нет:

Отправить комментарий