суббота, 10 февраля 2018 г.

Л.С."Б.Д." - 21.


Глава 21.
О способе управления внешними чувствами, и каким образом их можно использовать для созерцания божественных вещей.


Направление внешних чувств и правильное управление ими требует серьёзной бдительности и постоянной практики; ибо чувственный позыв, который являясь, как говорится, вождём нашей испорченной природы, бездумно бросается в погоню за удовольствиями и плотским удовлетворением. Будучи неспособным обеспечить себя самого этими удовольствиями, он использует чувства, как бойцов и как природные инструменты настолько, чтобы заполучить объекты своего вожделения, а затем, создав образ, он заманивает в него и запечатлевает в душе. Вот как приходит удовольствие; под покровительством тесного союза, который существует между рассудком и телом, оно распространяется во все чувства, которые в состоянии готовности; а это приводит к заражению, что инфицирует совокупность тела и души, и в конечном итоге портится всё. Зная зло — учитесь исцелению.

Будьте бдительны, ни на мгновение не отпускайте ваши чувства в свободное плавание; не служите ни одному удовольствию; не служите ни одному удовольствию доставленному вам, и тогда никакое соображение полезности или необходимости не станет основанием привычки.

А если, обманывая вашу бдительность, они слишком выдвигаются вперёд, то, при выходе их наружу, верните их назад, и ограждая их столь хорошо, сколь ограждают всякую тварь, что называется «поставить их на место», как и до этого скудно обслуживать бесполезные удовольствия, предлагая им - один богатый трофей, который они смогут затем принести внутрь души. И тогда душа, сосредоточившись на самой себе, расправляет крылья своих возможностей и возвышается в созерцании Бога. Это то, что вы сможете сделать следующим способом.

Когда объект предстаёт в одном из ваших чувств, постарайтесь мысленно этот сотворённый объект лишить всех духовных облачений; думайте о нём, что он не имеет в самом себе ничего своего, что удостоило бы ваши чувства, но, наоборот, что он обязан Богу всем тем, что он из себя представляет; что Бог посредством Духа, непостижимо, даёт ему бытие, доброту, красоту и все качества, которые вас восхищают. Тогда радуйтесь видеть, что ваш Бог является автором и единственной первопричиной столь многих совершенств и столь разнообразных творений, что Он их всех содержит в Себе Самом в высшем качестве, и что они — всего лишь огрубевшая имитация Его безграничных совершенств.

Когда вы поймаете себя на том, что восхищаетесь красивыми вещами, то мысленно сведите их к их собственному ничто; затем разверните око вашей души к высшему Создателю, который присутствует в них, и который даровал им бытие и, не присваивая удовольствия себе одному, восклицайте в себе: «О, божественная сущность, сущность в высшей степени желанная, - как радует меня то, что вы являетесь принципом единым и бесконечным во всём создании!»

Когда вы смотрите на деревья, растения или другие подобные вещи, то подумайте, что жизнь, которой эти сущности одарены, они содержат не сами по себе, а от невидимого Духа, единственно который их оживляет, и скажите: «О! Какая радость чувствуется в моём сердце!»

Также, когда вы разумом рассматриваете домашних животных, поднимите вашу душу к тому, кто дал им чувствительность и подвижность, и скажите ему: «О, первая движущая сила, которая внедрив движение во все сущности, сама остаётся неподвижной, как я радуюсь вашему постоянству и вашей неизменности!»

Когда вы ощутите своё влечение к прекрасным созданиям, отделите то, что вы видите от Духа, который вы не видите, и рассудите, что это Дух незримый даёт им эти внешние прелести; тогда скажите в радости своей души: «Вот они потоки от извечного фонтана всякого блага. О! Какую радость я ощущаю в глубине своего сердца, когда я думаю о вечной и бесконечной красоте, которая является источником и принципом всей созданной красоты!»

Сделайте такое же разделение, когда увидите блеск в предстоящем добром поступке своём, правоте или в какой-нибудь иной добродетели, и скажите своему Богу: «О, неисчерпаемая сокровищница всех добродетелей, которую я люблю созерцать, как всё хорошее выходит от вас и сохраняется в вас, и что всё это ничто по сравнению с вашим божественным совершенством. Я благодарю вас, Господи, за то благо и за всё то добро, которое вы будете делать в моём будущем; помните, мой Бог, мою бедность и мою крайнюю нужду в добродетели…» (Назовите добродетель, которой вам не хватает.)

Когда вы решите в себе что-то сделать, подумайте, что Бог является первой причиной этого действия, а вы в Его руках только живой инструмент; и, возвысив вашу мысль к Нему, скажите: «Какую радость я испытываю глубоко в самом себе, о высший Господин вселенной, понимая, что без Вас я ничего далее не смогу сделать, и что вы являетесь первым и главным Творцом всякой вещи!»

Когда вы едите или когда вы пьёте, размышляйте, что это Бог даёт вкус в еде, и, не принимая удовольствие на свой счёт, скажите себе: «Радуйся, душа моя, что Бог не во внешнем удовлетворении, но с другой стороны, ты во всех вещах своих можешь радоваться только с Ним!»

Если вы вдохнёте приятный запах, то храните себя, чтобы не задержаться в удовольствии, которое он вам доставляет, но возвысьтесь духом к тому, кто создал для вас этот восхитительный аромат, и скажите ему в радости своего сердца: «Ах, мой Бог, сделайте, я умоляю Вас, чтобы во время получения удовольствия, с осознанием, что любая приятность относится к Вам, моя душа, очищенная от земных удовольствий, поднялась бы к Вам подобно приятному аромату!»

Когда благозвучные песнопения поражают ваш слух, поднимите свою душу к Богу и скажите ему: «Какую радость чувствую я, о мой Господь и мой Бог, когда думаю о большей гармонии, - которая небесная, которая Ваши бесконечные совершенства все вместе возвращает внутрь Вас, и в чудесном концерте они образуют союз вместе с ангелами, небесами и всеми созданиями!»




Комментариев нет:

Отправить комментарий