Глава 21.
О способе
управления внешними чувствами, и каким
образом их можно использовать для
созерцания божественных вещей.
Направление внешних чувств
и правильное управление ими
требует серьёзной бдительности и
постоянной практики;
ибо чувственный позыв, который являясь,
как говорится, вождём нашей испорченной
природы, бездумно бросается в погоню
за удовольствиями и плотским
удовлетворением. Будучи неспособным
обеспечить себя самого этими удовольствиями,
он использует чувства, как бойцов и как
природные инструменты
настолько, чтобы
заполучить объекты
своего вожделения, а
затем, создав образ, он заманивает
в него и запечатлевает в
душе. Вот как
приходит
удовольствие;
под
покровительством тесного союза, который
существует между рассудком и телом, оно
распространяется во все чувства, которые
в состоянии готовности;
а это
приводит к заражению, что
инфицирует совокупность тела и души, и
в конечном итоге портится всё. Зная
зло — учитесь исцелению.
Будьте бдительны,
ни на мгновение не отпускайте ваши
чувства в свободное плавание;
не служите ни одному
удовольствию; не служите ни
одному удовольствию
доставленному вам, и
тогда никакое
соображение полезности или необходимости
не станет основанием
привычки.
А если, обманывая вашу бдительность,
они слишком выдвигаются вперёд, то, при
выходе их наружу, верните их назад, и
ограждая их столь хорошо, сколь ограждают
всякую тварь, что называется «поставить
их на место», как и до этого скудно
обслуживать бесполезные удовольствия,
предлагая им - один богатый трофей,
который они смогут затем принести внутрь
души. И тогда душа, сосредоточившись на
самой себе, расправляет крылья своих
возможностей и возвышается в созерцании
Бога. Это то, что вы сможете сделать
следующим способом.
Когда объект предстаёт в одном из ваших
чувств, постарайтесь мысленно этот
сотворённый объект лишить всех духовных
облачений; думайте о нём, что он не имеет
в самом себе ничего своего, что удостоило
бы ваши чувства, но, наоборот, что он
обязан Богу всем тем, что он из себя
представляет; что Бог посредством Духа,
непостижимо, даёт ему бытие, доброту,
красоту и все качества, которые вас
восхищают. Тогда радуйтесь видеть, что
ваш Бог является автором и единственной
первопричиной столь многих совершенств
и столь разнообразных творений, что Он
их всех содержит в Себе Самом в высшем
качестве, и что они — всего лишь огрубевшая
имитация Его безграничных совершенств.
Когда вы поймаете себя на том, что
восхищаетесь красивыми вещами, то
мысленно сведите их к их собственному
ничто; затем разверните око вашей души
к высшему Создателю, который присутствует
в них, и который даровал им бытие и, не
присваивая удовольствия себе одному,
восклицайте в себе: «О, божественная
сущность, сущность в высшей степени
желанная, - как радует меня то, что вы
являетесь принципом единым и бесконечным
во всём создании!»
Когда вы смотрите на деревья, растения
или другие подобные вещи, то подумайте,
что жизнь, которой эти сущности одарены,
они содержат не сами по себе, а от
невидимого Духа, единственно который
их оживляет, и скажите: «О! Какая радость
чувствуется в моём сердце!»
Также, когда вы разумом рассматриваете
домашних животных, поднимите вашу душу
к тому, кто дал им чувствительность и
подвижность, и скажите ему: «О, первая
движущая сила, которая внедрив движение
во все сущности, сама остаётся неподвижной,
как я радуюсь вашему постоянству и вашей
неизменности!»
Когда вы ощутите своё влечение к
прекрасным созданиям, отделите то, что
вы видите от Духа, который вы не видите,
и рассудите, что это Дух незримый даёт
им эти внешние прелести; тогда скажите
в радости своей души: «Вот они потоки
от извечного фонтана всякого блага. О!
Какую радость я ощущаю в глубине своего
сердца, когда я думаю о вечной и бесконечной
красоте, которая является источником
и принципом всей созданной красоты!»
Сделайте такое же разделение, когда
увидите блеск в предстоящем добром
поступке своём, правоте или в какой-нибудь
иной добродетели, и скажите своему Богу:
«О, неисчерпаемая сокровищница всех
добродетелей, которую я люблю созерцать,
как всё хорошее выходит от вас и
сохраняется в вас, и что всё это ничто
по сравнению с вашим божественным
совершенством. Я благодарю вас, Господи,
за то благо и за всё то добро, которое
вы будете делать в моём будущем; помните,
мой Бог, мою бедность и мою крайнюю нужду
в добродетели…» (Назовите добродетель,
которой вам не хватает.)
Когда вы решите в себе что-то сделать,
подумайте, что Бог является первой
причиной этого действия, а вы в Его руках
только живой инструмент; и, возвысив
вашу мысль к Нему, скажите: «Какую радость
я испытываю глубоко в самом себе, о
высший Господин вселенной, понимая, что
без Вас я ничего далее не смогу сделать,
и что вы являетесь первым и главным
Творцом всякой вещи!»
Когда вы едите или когда вы пьёте,
размышляйте, что это Бог даёт вкус в
еде, и, не принимая удовольствие на свой
счёт, скажите себе: «Радуйся, душа моя,
что Бог не во внешнем удовлетворении,
но с другой стороны, ты во всех вещах
своих можешь радоваться только с Ним!»
Если вы вдохнёте приятный запах, то
храните себя, чтобы не задержаться в
удовольствии, которое он вам доставляет,
но возвысьтесь духом к тому, кто создал
для вас этот восхитительный аромат, и
скажите ему в радости своего сердца:
«Ах, мой Бог, сделайте, я умоляю Вас,
чтобы во время получения удовольствия,
с осознанием, что любая приятность
относится к Вам, моя душа, очищенная от
земных удовольствий, поднялась бы к Вам
подобно приятному аромату!»
Когда благозвучные песнопения поражают
ваш слух, поднимите свою душу к Богу и
скажите ему: «Какую радость чувствую
я, о мой Господь и мой Бог, когда думаю
о большей гармонии, - которая небесная,
которая Ваши бесконечные совершенства
все вместе возвращает внутрь Вас, и в
чудесном концерте они образуют союз
вместе с ангелами, небесами и всеми
созданиями!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий