четверг, 25 января 2018 г.

Л.С."Б.Д." - 20.


Глава 20.
Средства, применяемые для борьбы с небрежностью.


Для того, чтобы не впасть в презренное рабство небрежности, рабство, которое отвращает нас от пути совершенства и выдаёт нас в руки наших врагов, необходимо - избежать влияния всякого любопытства, всяких земных привязанностей, всякого занятия, чуждого вашему духовному уровню.

Затем стремитесь спешно подчиниться Небесному вдохновению и указаниям ваших руководителей, делая всё вовремя и так, как они того желают.

Не медлите ни секунды, действуйте как можно быстрее, потому что эта первая задержка потянет за собой вторую, а также третью и ещё много других, которым наша чувственность уступит и подчинится гораздо легче, чем первым, привлечённая и очарованная удовольствием, которое она испытала в небрежности. Это результат того, что мы начали действие слишком поздно или того, что мы уступили в нём брезгливости, которая внушила нам полное пренебрежение.

И таким образом привычка к небрежности незаметно формируется в нас, и она окончательно берёт над нами такую власть, что в один и тот же момент, когда она держит наши руки скованными, в это же время стыд, который мы испытываем от крайней лености нашей, требует принять решение быть более тщательными и более старательными в будущем.

Эта небрежность проникает во всё; она не только своим ядом парализует нашу волю, внушая отвращение к работе, но и ослепляет наш рассудок, мешая видеть насколько бесполезными и необоснованными являются наши решения, что отныне мы будем стараться выполнять наши обязанности спешно и старательно, - но в тот же самый момент, когда они обязывают нас, мы добровольно пренебрегаем ими или откладываем их на более позднее время.

Не достаточно делать то, что мы должны делать, с быстротой; но это нужно сделать по времени, как того требует качество и характер действия, и заботиться надлежащим образом о том, чтобы действовать со всевозможным совершенством.

Это не прилежание, а утончённость небрежности, когда мы выполняем свои обязанности раньше установленного срока и спешим, как можно быстрее, не заботясь о хорошем исполнении, а наоборот, чтобы доставить себе настоящее удовольствие от такого ленного бездействия, которое преследовало наше сознание в тот момент, когда мы торопили себя выполнить наложенную на нас работу. Это серьёзное нарушение происходит из-за того, что мы не знаем цены за хорошее действие, сделанное вовремя и с полной решимостью не бояться трудностей, которыми порок небрежности воздействует на христиан недавно вовлечённых в борьбу.

Таким образом взвесьте, что одно только стремление к Богу, простое коленопреклонение, сделанное в Его честь, стоит больше, чем все сокровища мира, и что каждый раз, когда мы делаем усилие над собой и над нашими беспутными страстями, ангелы приносят из Небесного Царства для нашей души славный венец.

С другой стороны, подумайте, что Бог постепенно удаляет от небрежных милости, которые Он им даровал; в тоже время Он щедро раздает свои дары усердным христианам, ожидая, что это приведёт их к Его собственной славе.

Если в своих начинаниях вы не ощутите себя достаточно сильными, чтобы иметь великодушие перед страданиями и трудностями, постарайтесь скрыть их от себя, представляя незначительными, чтобы они не предстали пред глазами лености.

Может быть, чтобы снискать добродетель, которую вы в себе развиваете, вы предпримете множество действий, преодолевая тяготы будней в борьбе с многочисленными и могущественными врагами. Но начните выстраивать эти действия так, как будто вы совсем немного должны сделать; работайте так, как будто ваша работа не продлится много дней; сражайтесь с врагом так, как будто его не было как такового в борьбе, и делайте это с твёрдой уверенностью в том, что с помощью милости Бога вы сильнее всех вместе ваших врагов.

Таким способом вы ослабите свою склонность к лени и выстроите свою душу к постепенному приобретению добродетели противоположной.

Действуйте так же в молитве. Если ваша молитва обязана продолжаться один час и если это время страшит вашу леность, предположите, молясь, что будто бы вы должны пол четверти часа для молитвы; также вы без труда достигнете следующих пол четверти часа, и так старайтесь вплоть до того, пока не пройдёт весь час.

Если во второй пол четверти часа или в следующих пол четверти часа вы почувствуете чрезмерное отвращение и трудность, то остановите это упражнение, чтобы не отказаться от него совсем; но через некоторое время старайтесь вернуться к нему.

Держитесь того же порядка по отношению к физической работе каждый раз, когда предстоит множество трудов, на что ваша леность, преувеличивая количество и тяготы занятий, бросит клич возмущения в вашей душе. Начните мужественно и спокойно первое дело, как будто это только одно, что вы должны сделать. Вложите в это дело всю свою заботу и придёте к концу работы с гораздо меньшими трудностями, чем убеждала вас ваша леность.

Если вы оставите без внимания это средство, если вы не опередите страдания и препятствия, то порок лености возьмёт над вами такую власть, что трудности связанные с вступлением в духовную жизнь станут для вас причиной тревоги и тоски не только тогда, когда они возникают на самом деле, но даже тогда, когда они ещё очень далеки от вас. Вы всегда будете бояться беспокойств и нападок ваших врагов и опасаться возможного прихода кого-либо, обязывающего вас вспомнить о долге, причём так сильно, что внутри самого покоя ваша жизнь станет жертвой постоянного беспокойства.

Знайте, что этот порок заражает своим скрытым ядом не только молодые и нежные корни, которые должны были бы породить привычки добродетелей, но и корни уже приобретённых таких привычек. Как червь точит древесину, также незаметно этот порок точит саму сердцевину духовной жизни. Дьявол использует его, чтобы расставлять ямы и ловушки для всех людей, но в особенности для тех, кто тянется к совершенству.

Так, что бодрствуйте, молитесь и делайте добрые дела, и не откладывайте возможность выткать полотно вашего брачного одеяния, чтобы быть готовым до времени прихода вашего Суженного.

Помните каждый день, что тот, кто даёт вам утро, не обещает вам вечер, и дарование вам вечера — это не обещание следующего утра. Таким образом, используйте каждый момент времени в соответствие с истинным наслаждением Бога, как-будто у вас не будет уже другого времени; тем более, что вы должны будете предоставить Господу детальный отчёт о каждом мгновении вашей жизни.

В довершение я предупреждаю, чтобы вы присматривались, как проходит каждый день: заполнен ли он, как положено, тем, что вы ещё не одержали победу над своими нехорошими склонностями и над своим собственным желанием, что вы не отблагодарили Господа за Его благодеяния и, в особенности, за Его страшные страдания, которые Он претерпел за вас, а также за Его мягкие и отеческие наказания, когда Он праведно выносит приговор, что вы получите бесценное сокровище за некую скорбь.








Комментариев нет:

Отправить комментарий