Глава 20.
Средства,
применяемые для борьбы с небрежностью.
Для того, чтобы не впасть в презренное
рабство небрежности, рабство, которое
отвращает нас от пути совершенства и
выдаёт нас в руки наших врагов, необходимо
- избежать влияния всякого любопытства,
всяких земных привязанностей, всякого
занятия, чуждого вашему духовному
уровню.
Затем стремитесь спешно подчиниться
Небесному вдохновению и указаниям ваших
руководителей, делая всё вовремя и так,
как они того желают.
Не медлите ни секунды, действуйте как
можно быстрее, потому что эта первая
задержка потянет за собой вторую, а
также третью и ещё много других, которым
наша чувственность уступит и подчинится
гораздо легче, чем первым, привлечённая
и очарованная удовольствием, которое
она испытала в небрежности. Это результат
того, что мы начали действие слишком
поздно или того, что мы уступили в нём
брезгливости, которая внушила нам полное
пренебрежение.
И таким образом привычка к небрежности
незаметно формируется в нас, и она
окончательно берёт над нами такую
власть, что в один и тот же момент, когда
она держит наши руки скованными, в это
же время стыд, который мы испытываем от
крайней лености нашей, требует принять
решение быть более тщательными и более
старательными в будущем.
Эта небрежность проникает во всё; она
не только своим ядом парализует нашу
волю, внушая отвращение к работе, но и
ослепляет наш рассудок, мешая видеть
насколько бесполезными и необоснованными
являются наши решения, что отныне мы
будем стараться выполнять наши обязанности
спешно и старательно, - но в тот же самый
момент, когда они обязывают нас, мы
добровольно пренебрегаем ими или
откладываем их на более позднее время.
Не достаточно делать то, что мы должны
делать, с быстротой; но это нужно сделать
по времени, как того требует качество
и характер действия, и заботиться
надлежащим образом о том, чтобы действовать
со всевозможным совершенством.
Это не прилежание, а утончённость
небрежности, когда мы выполняем свои
обязанности раньше установленного
срока и спешим, как можно быстрее, не
заботясь о хорошем исполнении, а наоборот,
чтобы доставить себе настоящее
удовольствие от такого ленного
бездействия, которое преследовало наше
сознание в тот момент, когда мы торопили
себя выполнить наложенную на нас работу.
Это серьёзное нарушение происходит
из-за того, что мы не знаем цены за хорошее
действие, сделанное вовремя и с полной
решимостью не бояться трудностей,
которыми порок небрежности воздействует
на христиан недавно вовлечённых в
борьбу.
Таким образом взвесьте, что одно только
стремление к Богу, простое коленопреклонение,
сделанное в Его честь, стоит больше, чем
все сокровища мира, и что каждый раз,
когда мы делаем усилие над собой и над
нашими беспутными страстями, ангелы
приносят из Небесного Царства для нашей
души славный венец.
С другой стороны, подумайте, что Бог
постепенно удаляет от небрежных милости,
которые Он им даровал; в тоже время Он
щедро раздает свои дары усердным
христианам, ожидая, что это приведёт
их к Его собственной славе.
Если в своих начинаниях вы не ощутите
себя достаточно сильными, чтобы иметь
великодушие перед страданиями и
трудностями, постарайтесь скрыть их от
себя, представляя незначительными,
чтобы они не предстали пред глазами
лености.
Может быть, чтобы снискать добродетель,
которую вы в себе развиваете, вы
предпримете множество действий,
преодолевая тяготы будней в борьбе с
многочисленными и могущественными
врагами. Но начните выстраивать эти
действия так, как будто вы совсем немного
должны сделать; работайте так, как будто
ваша работа не продлится много дней;
сражайтесь с врагом так, как будто его
не было как такового в борьбе, и делайте
это с твёрдой уверенностью в том, что с
помощью милости Бога вы сильнее всех
вместе ваших врагов.
Таким способом вы ослабите свою склонность
к лени и выстроите свою душу к постепенному
приобретению добродетели противоположной.
Действуйте так же в молитве. Если ваша
молитва обязана продолжаться один час
и если это время страшит вашу леность,
предположите, молясь, что будто бы вы
должны пол четверти часа для молитвы;
также вы без труда достигнете следующих
пол четверти часа, и так старайтесь
вплоть до того, пока не пройдёт весь
час.
Если во второй пол четверти часа или в
следующих пол четверти часа вы почувствуете
чрезмерное отвращение и трудность, то
остановите это упражнение, чтобы не
отказаться от него совсем; но через
некоторое время старайтесь вернуться
к нему.
Держитесь того же порядка по отношению
к физической работе каждый
раз, когда предстоит множество трудов,
на что ваша леность, преувеличивая
количество и тяготы занятий, бросит
клич возмущения в вашей душе. Начните
мужественно и спокойно первое дело, как
будто это только одно, что вы должны
сделать. Вложите в это дело всю свою
заботу и придёте к концу работы с гораздо
меньшими трудностями, чем убеждала вас
ваша леность.
Если вы оставите без внимания это
средство, если вы не опередите страдания
и препятствия, то порок лености возьмёт
над вами такую власть, что трудности
связанные с вступлением в духовную
жизнь станут для вас причиной тревоги
и тоски не только тогда, когда они
возникают на самом деле, но даже тогда,
когда они ещё очень далеки от вас. Вы
всегда будете бояться беспокойств и
нападок ваших врагов и опасаться
возможного прихода кого-либо, обязывающего
вас вспомнить о долге, причём так сильно,
что внутри самого покоя ваша жизнь
станет жертвой постоянного беспокойства.
Знайте, что этот порок заражает своим
скрытым ядом не только молодые и нежные
корни, которые должны были бы породить
привычки добродетелей, но и корни уже
приобретённых таких привычек. Как червь
точит древесину, также незаметно этот
порок точит саму сердцевину духовной
жизни. Дьявол использует его, чтобы
расставлять ямы и ловушки для всех
людей, но в особенности для тех, кто
тянется к совершенству.
Так, что бодрствуйте, молитесь и делайте
добрые дела, и не откладывайте возможность
выткать полотно вашего брачного одеяния,
чтобы быть готовым до времени прихода
вашего Суженного.
Помните каждый день, что тот, кто даёт
вам утро, не обещает вам вечер, и дарование
вам вечера — это не обещание следующего
утра. Таким образом, используйте каждый
момент времени в соответствие с истинным
наслаждением Бога, как-будто у вас не
будет уже другого времени; тем более,
что вы должны будете предоставить
Господу детальный отчёт о каждом
мгновении вашей жизни.
В довершение я предупреждаю, чтобы вы
присматривались, как проходит каждый
день: заполнен ли он, как положено, тем,
что вы ещё не одержали победу над своими
нехорошими склонностями и над своим
собственным желанием, что вы не
отблагодарили Господа за Его благодеяния
и, в особенности, за Его страшные
страдания, которые Он претерпел за вас,
а также за Его мягкие и отеческие
наказания, когда Он праведно выносит
приговор, что вы получите бесценное
сокровище за некую скорбь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий