Глава 19.
Как бороться
с пороком нечистоты.
(*«нечистота» - это не просто грязь, это
грязь в чистом месте (или
«фальшь»))
Мы должны бороться с нечистотой совершенно
особым и полностью отличным от других
видов борьбы способом.
Чтобы действовать по порядку в этой
борьбе необходимо различать:
Период, который предваряет искушение;
Период самого искушения;
И период, который следует за искушением.
Перед искушением следует вести разумную
борьбу направленную против тех ситуаций,
которые обычно служат основанием для
этого вида искушений.
Во-первых, знайте о манере борьбы порока
нечистоты то, что она не заключается в
прямолинейной, грубой атаке на вас, но,
наоборот, он нападает со всевозможной
тщательностью, при любом удобном случае,
и от любого человека, который представляет
малейшую опасность для вас.
А если, иногда, вы вынуждены вести
некоторые дела с такими категориями
людей, то делайте это быстро, с серьёзным
и скромным выражением лица, и со словами,
в которых чувствуется скорее суровость,
чем сладость и чрезмерная обходительность.
То, что вы не чувственны в настоящее
время и то, что после стольких лет,
проведенных в мирском окружении, вы уже
не ощущаете жала плоти, не должно стать
причиной для пренебрежения правилами
осторожности, потому что этот проклятый
порок за час сделает то, что не смог
сделать за множество лет; чаще всего он
сдерживает свои тайные приготовления,
а его удары являются настолько же более
губительными и более неизлечимыми,
насколько он прикрывается внешней
дружбой и не вызывает подозрений.
Часто, более всего нужно опасаться таких
отношений, которые, как показывает опыт
и показывает во все дни, являются такими
отношениями, которые продолжаются под
предлогом основанном на родстве, на
долге и даже на добродетели лица, которое
мы любим.
Это случается тогда, когда соблазняющий
яд наслаждения подмешивается к таким
продолжительным и неосторожным беседам,
когда он незаметно осаждается, и,
вкрадываясь под конец в глубину души,
он всё более и более омрачает свет
разума.
Всё начинается с того, что мы не считаем
опасными такие вещи, как нежность
взглядов, обмен ласковыми словами,
сладость беседы; и такие вольности,
приятные для обеих сторон, в конечном
счёте приводят к гибели или по меньшей
мере к искушению очень сильному и очень
трудному для преодоления.
Я повторяю вам — бегите, ибо вы сотворены
из материи и то из материи самовозгорающейся,
как пакля. Не говорите, что вы закалены
и исполнены водою святости и силой воли,
что вы решительны и готовы скорее
умереть, чем оскорбить Бога, потому что
в таких частых собеседованиях жар огня
мало помалу выпаривает воду праведного
желания и, в тот момент, когда вы менее
всего ждёте, он станет настолько
господствовать вашим сердцем, что вы
перестанете обращать внимание даже на
родственные и дружеские отношения. Вы
не будете больше бояться Бога; вы станете
пренебрегать честью, жизнью и даже
муками ада.
Бегите же, бегите — если вы не хотите
быть захвачены врасплох, укрощены и
приговорены к смерти.
Во-вторых, избегайте праздности,
действуйте с бдительностью и вниманием
к мыслям и обязанностям соответствующим
вашему духовному положению.
В-третьих, никогда не сопротивляйтесь
вашему руководству; преданно повинуйтесь
им; исполняйте их распоряжения быстро,
и с настолько большим пылом, насколько
более они унижают вас и противодействуют
вашей воле и вашим естественным
склонностям.
В-четвёртых, остерегайтесь смело судить
о своём ближнем, особенно в вопросах
нечистоты и, если падение его будет
явным, имейте к нему сострадание. Не
высказывайте ему ни возмущения, ни
презрения, но воспользуйтесь этой
возможностью, чтобы смирить себя и
узнать себя лучше; признайте, что вы
прах и ничто; приблизьтесь к Богу с
молитвой и удалитесь более чем когда-либо
от любых занятий, которые предполагают
даже тень опасности.
Если вы спешно осуждаете и пренебрегаете
другими, то Бог исправит вас за ваш же
счёт: Он позволит, чтобы вы попадали в
те же самые ошибочные ситуации, для
того, чтобы вы признали вашу гордость,
и униженные своим падением, вы будете
искать лекарство от одного и от другого
порока.
Но если, всё же, избегая падения, вы
будете упорствовать в тех же чувствах,
- знайте, что есть серьёзные основания
сомневаться в вашем духовном уровне.
В-пятых, наконец, если Бог дарует вам
духовные утешения, серьёзно остерегайтесь
понравиться самим себе и вообразить
себе, что вы нечто ценное. Не подкрепляйтесь
также чувствами отвращения, чести и
глубокой ненависти, которые внушают
вам ваши враги, для того, чтобы убедить
вас, что они оставили поле боя. Если вы
не будете осторожны, то они без труда
вовлекут вас во зло.
Когда возникнет искушение, исследуйте,
какая причина породила его — внутренняя
или внешняя?
Под внешней причиной я понимаю любопытство
зрения или слуха, великолепие облачений,
знакомства и ухаживания, которые приводят
к пороку нечистоты.
Действенным средством в этом случае
будет целомудрие и такая скромность,
которая закроет глаза и уши на всё то,
что по своей природе возбуждает страсти;
это средство, прежде всего, в бегстве,
о котором мы говорили выше.
Внутренняя причина — это чрезмерная
энергия тела или всё ещё мысли, которые
исходят из наших плохих привычек или
предложений дьявола.
С чрезмерной энергией тела нужно бороться
с помощью постов, дисциплины во всём,
вретищем, бодрствованием и другими
способами подавления плоти, однако же
без превышения установленных пределов,
путём сдержанности и послушания.
Что же касается плохих мыслей, то в той
стороне откуда они приходят, вы должны
противопоставить им следующие средства:
- Прилежание в различных упражнениях
относящихся к вашему духовному уровню;
- Молитва и размышление;
Как только вы начнёте замечать, - я не
говорю о присутствии, но скорее о
зарождении мыслей — сконцентрируйтесь
и обратитесь к распятому Иисусу, говоря
ему: «Мой Иисус, мой кроткий Иисус,
поспешите прийти на помощь мне, в
опасении, чтобы я не попал в руки врага
моего».
Иногда также, обнимая крест, на котором
висит ваш Спаситель, целуйте многократно
священные раны Его ног и говорите с
любовью: «О, чудные раны, непорочные и
святые раны, раньте же сейчас это сердце,
нечистое и несчастное, и охраните меня
от греха».
Советуя размышление, я не хотел бы, чтобы
в тот момент, когда плотские искушения
теснят вас со всех сторон, вы задерживались
на некоторых взглядах, которых так много
в книжных рассуждениях, и которые многие
книги предлагают противопоставить
искушениям, как например: стыд, связанный
с этой страстью; невозможность полностью
удовлетворить её; отвращение и горечь,
которые приходят вслед за ней; опасности,
как возможность потери достояния в
жизни, в чести и других сходных вещах.
Такого рода подсказки не всегда являются
действенным средством для преодоления
искушения; они могут стать причиной
даже серьёзного вреда; ибо если, с одной
стороны, рассудок гонит эти мысли, с
другой - он косвенно вызывает их, и мы
подвергаемся опасности принять
наслаждение и дать наше согласие. Вот
почему настоящее средство — это избегать
не только своих мыслей, но и любых
рассуждений, которые могут предстать
в нашем уме, даже если они по природе
своей вызывают у нас страх.
«Размышление», которое вы должны выбрать
вследствие этого — это размышление о
жизни и страданиях Иисуса Христа.
Если, во время этого святого упражнения,
те же самые мысли возвращаются вопреки
вашему желанию в вашу голову и мучают
вас больше, чем обычно по вашему
предположению, всё же это не должно
ужасать ваш разум и останавливать
размышление, с целью отвратить вас от
плохих мыслей и от борьбы с ними.
Потрудитесь продолжить ваше размышление
с полным вниманием, ничуть не беспокоясь
о тех мыслях, поскольку они не являются
вашими. Это лучшее сопротивление, чтобы
противостоять им, даже если они будут
постоянно атаковать.
Заканчивайте ваше размышление такой
молитвой или другой подобной: «О, мой
Создатель и мой Искупитель спасите меня
от моих врагов в честь Ваших страданий
и Вашей невыразимой доброты». И будьте
очень осторожны, чтобы не вернуться вам
в мыслях к тому злополучному пороку,
ибо одно только воспоминание о нём уже
полно опасностей.
Никогда не прекращайте спорить с
мысленным искушением, чтобы не знало,
согласны вы с ним или нет. Его исследование
вас, некое похвальное, как может
показаться, не что иное, но хитрость,
которой дьявол предлагает себя, чтобы
обеспокоить вас и привести к недоверию
и к унынию.
Или ещё точнее, он надеется, захватив
ваш ум такими мыслями, привести вас к
преступному удовольствию.
Если у вас нет достоверности в вопросе
согласия с искушением, то потрудитесь
рассказать в нескольких словах своему
духовному отцу то, что вы знаете и,
согласно тому, что он скажет, храните
покой и больше не думайте о том, что
случилось.
Откройте ему правдиво все ваши мысли,
без всяких человеческих предубеждений,
без всякого ложного стыда, сдерживающего
вас. Ведь если мы нуждаемся в добродетели
смирения, чтобы победить врагов наших,
какими бы они ни были, именно тут главным
образом мы должны себя смирить, понимая,
что этот порок нечистоты почти всегда
является наказанием за гордость.
Когда время искушения прошло, вот что
вам нужно сделать. Хотя вы чувствуете
себя освободившимися и в полной
безопасности, всё же держите ум свой
совершенно удалённым от объектов,
которые порождают искушение, и не стройте
никаких расчётов с ними под мотивом
добродетели или любым другим хорошим
предлогом, который может обязать вас
действовать противоположно намерениям.
Это хитрость развращённой природы нашей
и ловушка нашего коварного врага, который
превращается в ангела света, чтобы
низвергнуть нас в тьму.
Комментариев нет:
Отправить комментарий