Глава 23.
Некоторые
другие способы привести в порядок наши
чувства согласно различным возникающим
обстоятельствам.
После того, как вы научились методике
возвышения своего ума, чувственными
вещами, для рассмотрения божественности
и рассмотрения тайн Воплощенного Слова,
добавим здесь несколько других средств
в использовании различных созерцательных
тем, для того, чтобы доставить в души
пищу обильную и соответствующую их
различным вкусам, и оказать услугу не
только простым людям, но также людям
очень высокого ума и сведущим в вещах
духовных; ибо некто продвинутый по пути
совершенства не всегда чувствует себя
подготовленным к очень высоким
умозрительным представлениям.
Вы не должны бояться, как бы не запутаться
в таком разнообразии прикладного опыта,
если вы ведёте себя сдержанно и если
примете совет мудрого руководителя.
Держите себя в руках со смирением и
доверием, и не только для того, чтобы
видеть то, что я теперь говорю, но и для
всего того, что я вам говорю в продолжение.
Когда вы бросите взгляд на объекты,
которые ласкают взор или желанны людьми,
то хорошенько убедите себя в том, что
все эти вещи в высшей степени презренны,
и что они - ни что иное, как отходы по
сравнению с изобилием Неба; и смешайте
с грязью все блага этого мира, чтобы
стремиться только к обладанию вечных
благ.
А когда вы направите глаза к солнцу, то
подумайте, что ваша душа, когда украшена
благодатью, более лучезарна и более
прекрасна, чем дневное светило; и что
без благодати она чернее и отвратительнее
ада.
Когда вы поднимите свой взор к небесному
своду, то проникните глазами души в
небесную канцелярию и задержите мысли
свои так, как в месте, которое предназначено
стать жилищем вашего вечного блаженства,
если вы пойдёте дорогой безгрешности
в нашем мире.
Когда вы услышите пение птиц или приятные
мелодии, то возвысьте свой разум к месту
наслаждения, где звучит вечное «аллелуйа»,
и помолитесь Господу, чтобы удостоил
вас постоянно воспевать ваши восхваления
вместе с небесными силами.
Когда вы поймаете себя на том, что вы
можете принять удовольствие от красоты
творений, то подумайте о том, что под
этим ложным очарованием скрывается
дьявольский змей; что он наблюдает за
вами и готовится предать вас смерти
или, самое малое, тяжело ранить вас.
Скажите ему тогда: «И что! Проклятый
змей, ты подставляешь мне ловушку, чтобы
меня сожрать? Далее обратитесь к Богу:
«Будьте Благословенны, - скажите Ему, -
обнажите врага моего и спасите меня от
его губительной злобы».
От этих соблазняющих прелестей тотчас
бегите к ранам распятого Иисуса; и,
уединившись в этом укрытии, подумайте,
какие Господь имел страдания в Своём
пречистом теле, чтобы спасти вас от
греха и внушить вам ужас плотских
удовольствий.
Другой способ сбежать от опасных
соблазнов удовольствия в том, чтобы
вернуться к самим себе и рассмотреть
то, что станет после смерти с творением,
прелести которого вас так привлекают.
Когда вы в пути, то помните, что каждый
ваш шаг приближает вас к могиле; а глядя
на птиц, рассекающих воздух, и на убегающий
поток, думайте, что ваша жизнь подходит
к концу с ещё большей скоростью.
Когда поднимется порывистый ветер,
засверкает молния и загремит гроза,
вспомните день страшного суда и, преклонив
колени, просите Господа дать вам благодать
и время хорошо подготовиться, чтобы
предстать перед Его Высочайшим
Величеством.
В тех многочисленных неудобствах, к
которым тяготеет ваша жизнь, вот образ
действий, который я рекомендую вам
принять. Если случается, что скорбь или
расстройство одолевают вас, например,
зной, мороз или любые другие неудобства
заставляющие вас страдать, то поднимите
свой разум к той вечной воле, которой
нравится, для вашего же блага, послать
вам это огорчение, и которая знает
соразмерность ваших сил. Тогда же радуясь
любви, которую Бог проявляет по отношению
к вам, и возможности, которая вам
предоставлена послужить таким способом,
который Ему весьма угоден, скажите в
глубине сердца: «Вот сейчас исполняется
на мне желание божественного Провидения,
которое постановило в своей вечности
послать мне сегодня эту скорбь. И вечная
хвала Его доброте».
А когда вы обнаружите святое желание в
своём сердце, немедленно обратитесь к
Господу, признавая, что эта добрая мысль
исходит только от Него, и благодарите
Его.
Когда вы благоговейно читаете, то
представьте себе, что это Господь
обращается к вам этими словами, и примите
их как-будто они вышли из Его божественных
уст.
Когда вы посмотрите на крест, то подумайте,
что это ваше боевое знамя, удалившись
от которого вы попадёте в руки ваших
врагов, а следуя за ним, вы взойдёте на
Небо со своими славными трофеями.
Когда вы посмотрите на любимый образ
Девы Марии, то обратите своё сердце к
этой величественной Небесной Царице с
благодарностью за то, что Она во всём
покорна воле Божьей, и что Она родила,
вскормила и взрастила Искупителя мира,
и что Она всегда готова даровать нам
свою милость и Его помощь в вашей духовной
борьбе.
Пусть образы святых напомнят нам о тех
великих подвижниках, которые, пройдя
доблестно свой жизненный путь, проложили
и вам дорогу, которой вы должны следовать,
чтобы достичь, как и они, ореола вечной
славы.
Когда вы видите храм, то можете среди
прочих благоговейных соображений,
думать, что ваша душа — это храм Божий,
и что вы должны хранить чистоту и ясность,
как сосуд души.
В то время, когда вы слышите колокол
предупреждающий верующих три раза
произнести ангельское приветствие, то
можете создать свои короткие ответные
реакции вместе со словами, которые по
традиции говорят при каждом произнесении:
«Радуйся, Мария!»
Первый удар колокола, - благодарите Бога
за небесное послание, которое Он отправил
на землю и которое стало началом нашего
спасения.
Во второй раз, - радуйтесь вместе с Девой
Марией её Величию, до которого возвышает
Бог по причине её глубокого и необыкновенного
смирения.
При третьем ударе, соединитесь с
благословенной Матерью и ангелом
Гавриилом, чтобы поклониться божественному
новорожденному Младенцу.
В знак уважения не забудьте делать
лёгкий наклон головы при каждом ударе
колокола, и особенно при последнем.
Эти короткие размышления, таким образом
разделённые, могут быть использованы
в любое время.
Есть и другие, которые относятся к
страданиям нашего Господа и их можно
практиковать вечером, утром и в полдень.
Мы не можем слишком часто вспоминать
боли, которые наша Царица Небесная
испытывала при виде страданий своего
Сына; и опустить это было бы для нас
чёрной неблагодарностью.
Вечером, вспомните о ужасных состояниях
этой пречистой Девы, вызванных кровавым
потом Иисуса, Его арестом в оливковом
саду и той неведомой болью, которую её
возлюбленный Сын претерпел этой ужасной
ночью.
Утром, сочувствуйте скорби, которую
вызывают в Ней представление Иисуса
Пилату и Ироду, осуждение словом и
несение креста.
В полдень, думайте о пронзающей боли в
сердце безутешной Матери, когда она
стала свидетелем распятия и смерти
Иисуса, и когда она пережила удар
смертоносного копья в бок Его святого
тела.
Вы можете размышлять о страданиях
пресвятой Богородицы начиная с вечера
каждого четверга до начала субботы, а
главные размышления оставьте на другие
дни. Однако же, следует помнить о своём
собственном благочестивом правиле и о
вдохновении, которые бывают связаны с
объективными обстоятельствами.
И чтобы подытожить методику упорядочивания
ваших чувств, вывод таков: Будьте на
страже, чтобы вам не волноваться и не
увлекаться ни любовью, ни ненавистью
от внешних объектов, но исключительно
по отношению к воле Божьей, не принимая
и не отвергая ничего, а только то, что
Бог хочет, чтобы вы приняли или отвергли.
И заметьте, что я не даю вам эти средства
по приведению в порядок ваших чувств
для того, чтобы вы сделали их «своим»
делом. То, что вы должны делать, это почти
постоянно сдерживать себя, это почти
постоянно концентрироваться на Боге и
связывать себя, чтобы выполнить Его
святую волю, победить врагов своих и
губительные страсти, через сопротивление
их предложениям и выполняя добродетельные
действия. Я только упомянул эти правила
управления, чтобы по необходимости вы
знали как поступить.
Вы должны знать, что большое количество
упражнений, даже самых лучших, далеко
не являются благоприятной основой для
духовного продвижения, а загромождают
ум, внушают самомнение, отпечатываются
легковесностью и сетями дьявола.
Комментариев нет:
Отправить комментарий