суббота, 10 марта 2018 г.

Л.С."Б.Д" - 23.


Глава 23.
Некоторые другие способы привести в порядок наши чувства согласно различным возникающим обстоятельствам.


После того, как вы научились методике возвышения своего ума, чувственными вещами, для рассмотрения божественности и рассмотрения тайн Воплощенного Слова, добавим здесь несколько других средств в использовании различных созерцательных тем, для того, чтобы доставить в души пищу обильную и соответствующую их различным вкусам, и оказать услугу не только простым людям, но также людям очень высокого ума и сведущим в вещах духовных; ибо некто продвинутый по пути совершенства не всегда чувствует себя подготовленным к очень высоким умозрительным представлениям.

Вы не должны бояться, как бы не запутаться в таком разнообразии прикладного опыта, если вы ведёте себя сдержанно и если примете совет мудрого руководителя. Держите себя в руках со смирением и доверием, и не только для того, чтобы видеть то, что я теперь говорю, но и для всего того, что я вам говорю в продолжение.

Когда вы бросите взгляд на объекты, которые ласкают взор или желанны людьми, то хорошенько убедите себя в том, что все эти вещи в высшей степени презренны, и что они - ни что иное, как отходы по сравнению с изобилием Неба; и смешайте с грязью все блага этого мира, чтобы стремиться только к обладанию вечных благ.

А когда вы направите глаза к солнцу, то подумайте, что ваша душа, когда украшена благодатью, более лучезарна и более прекрасна, чем дневное светило; и что без благодати она чернее и отвратительнее ада.

Когда вы поднимите свой взор к небесному своду, то проникните глазами души в небесную канцелярию и задержите мысли свои так, как в месте, которое предназначено стать жилищем вашего вечного блаженства, если вы пойдёте дорогой безгрешности в нашем мире.

Когда вы услышите пение птиц или приятные мелодии, то возвысьте свой разум к месту наслаждения, где звучит вечное «аллелуйа», и помолитесь Господу, чтобы удостоил вас постоянно воспевать ваши восхваления вместе с небесными силами.

Когда вы поймаете себя на том, что вы можете принять удовольствие от красоты творений, то подумайте о том, что под этим ложным очарованием скрывается дьявольский змей; что он наблюдает за вами и готовится предать вас смерти или, самое малое, тяжело ранить вас.

Скажите ему тогда: «И что! Проклятый змей, ты подставляешь мне ловушку, чтобы меня сожрать? Далее обратитесь к Богу: «Будьте Благословенны, - скажите Ему, - обнажите врага моего и спасите меня от его губительной злобы».

От этих соблазняющих прелестей тотчас бегите к ранам распятого Иисуса; и, уединившись в этом укрытии, подумайте, какие Господь имел страдания в Своём пречистом теле, чтобы спасти вас от греха и внушить вам ужас плотских удовольствий.

Другой способ сбежать от опасных соблазнов удовольствия в том, чтобы вернуться к самим себе и рассмотреть то, что станет после смерти с творением, прелести которого вас так привлекают.

Когда вы в пути, то помните, что каждый ваш шаг приближает вас к могиле; а глядя на птиц, рассекающих воздух, и на убегающий поток, думайте, что ваша жизнь подходит к концу с ещё большей скоростью.

Когда поднимется порывистый ветер, засверкает молния и загремит гроза, вспомните день страшного суда и, преклонив колени, просите Господа дать вам благодать и время хорошо подготовиться, чтобы предстать перед Его Высочайшим Величеством.

В тех многочисленных неудобствах, к которым тяготеет ваша жизнь, вот образ действий, который я рекомендую вам принять. Если случается, что скорбь или расстройство одолевают вас, например, зной, мороз или любые другие неудобства заставляющие вас страдать, то поднимите свой разум к той вечной воле, которой нравится, для вашего же блага, послать вам это огорчение, и которая знает соразмерность ваших сил. Тогда же радуясь любви, которую Бог проявляет по отношению к вам, и возможности, которая вам предоставлена послужить таким способом, который Ему весьма угоден, скажите в глубине сердца: «Вот сейчас исполняется на мне желание божественного Провидения, которое постановило в своей вечности послать мне сегодня эту скорбь. И вечная хвала Его доброте».

А когда вы обнаружите святое желание в своём сердце, немедленно обратитесь к Господу, признавая, что эта добрая мысль исходит только от Него, и благодарите Его.

Когда вы благоговейно читаете, то представьте себе, что это Господь обращается к вам этими словами, и примите их как-будто они вышли из Его божественных уст.

Когда вы посмотрите на крест, то подумайте, что это ваше боевое знамя, удалившись от которого вы попадёте в руки ваших врагов, а следуя за ним, вы взойдёте на Небо со своими славными трофеями.

Когда вы посмотрите на любимый образ Девы Марии, то обратите своё сердце к этой величественной Небесной Царице с благодарностью за то, что Она во всём покорна воле Божьей, и что Она родила, вскормила и взрастила Искупителя мира, и что Она всегда готова даровать нам свою милость и Его помощь в вашей духовной борьбе.

Пусть образы святых напомнят нам о тех великих подвижниках, которые, пройдя доблестно свой жизненный путь, проложили и вам дорогу, которой вы должны следовать, чтобы достичь, как и они, ореола вечной славы.

Когда вы видите храм, то можете среди прочих благоговейных соображений, думать, что ваша душа — это храм Божий, и что вы должны хранить чистоту и ясность, как сосуд души.

В то время, когда вы слышите колокол предупреждающий верующих три раза произнести ангельское приветствие, то можете создать свои короткие ответные реакции вместе со словами, которые по традиции говорят при каждом произнесении: «Радуйся, Мария!»

Первый удар колокола, - благодарите Бога за небесное послание, которое Он отправил на землю и которое стало началом нашего спасения.

Во второй раз, - радуйтесь вместе с Девой Марией её Величию, до которого возвышает Бог по причине её глубокого и необыкновенного смирения.

При третьем ударе, соединитесь с благословенной Матерью и ангелом Гавриилом, чтобы поклониться божественному новорожденному Младенцу.

В знак уважения не забудьте делать лёгкий наклон головы при каждом ударе колокола, и особенно при последнем.

Эти короткие размышления, таким образом разделённые, могут быть использованы в любое время.

Есть и другие, которые относятся к страданиям нашего Господа и их можно практиковать вечером, утром и в полдень. Мы не можем слишком часто вспоминать боли, которые наша Царица Небесная испытывала при виде страданий своего Сына; и опустить это было бы для нас чёрной неблагодарностью.

Вечером, вспомните о ужасных состояниях этой пречистой Девы, вызванных кровавым потом Иисуса, Его арестом в оливковом саду и той неведомой болью, которую её возлюбленный Сын претерпел этой ужасной ночью.

Утром, сочувствуйте скорби, которую вызывают в Ней представление Иисуса Пилату и Ироду, осуждение словом и несение креста.

В полдень, думайте о пронзающей боли в сердце безутешной Матери, когда она стала свидетелем распятия и смерти Иисуса, и когда она пережила удар смертоносного копья в бок Его святого тела.

Вы можете размышлять о страданиях пресвятой Богородицы начиная с вечера каждого четверга до начала субботы, а главные размышления оставьте на другие дни. Однако же, следует помнить о своём собственном благочестивом правиле и о вдохновении, которые бывают связаны с объективными обстоятельствами.

И чтобы подытожить методику упорядочивания ваших чувств, вывод таков: Будьте на страже, чтобы вам не волноваться и не увлекаться ни любовью, ни ненавистью от внешних объектов, но исключительно по отношению к воле Божьей, не принимая и не отвергая ничего, а только то, что Бог хочет, чтобы вы приняли или отвергли.

И заметьте, что я не даю вам эти средства по приведению в порядок ваших чувств для того, чтобы вы сделали их «своим» делом. То, что вы должны делать, это почти постоянно сдерживать себя, это почти постоянно концентрироваться на Боге и связывать себя, чтобы выполнить Его святую волю, победить врагов своих и губительные страсти, через сопротивление их предложениям и выполняя добродетельные действия. Я только упомянул эти правила управления, чтобы по необходимости вы знали как поступить.

Вы должны знать, что большое количество упражнений, даже самых лучших, далеко не являются благоприятной основой для духовного продвижения, а загромождают ум, внушают самомнение, отпечатываются легковесностью и сетями дьявола.

Комментариев нет:

Отправить комментарий