воскресенье, 10 ноября 2019 г.

Л.С."Б.Д." - 43.


Глава 43.
Насколько сильно наши дурные наклонности и козни дьявола могут побудить нас к опрометчивым шагам по осуждению ближнего и как нам противостоять этому искушению.




Уважение и хорошее мнение нас о самих себе приводят к еще одному душевному расстройству, которое сильно вредит — это безрассудство, с которым мы начинаем с высока оговаривать ближних. Этот порок, который порождается нашим самомнением, с ещё большей силой побуждается и поддерживается нашим тщеславием, которое растёт вместе с самомнением, и постепенно начинает удовлетворять само себя, достигая полного самообмана.

Это происходит таким образом, что мы неосознанно убеждаемся в своём возвышении от уничижения других, в то время, когда верим, что сами по себе не имеем тех недостатков, которые нам нравится усматривать в ближнем.

С другой стороны, злой дух, с помощью которого мы видим в таком дурном состоянии, не прекращает ни на минуту разжигать нас и показывать нам недостатки других, чтобы мы могли наблюдать, контролировать и оценивать их.

Невозможно понять, если не соблюдать осторожность, какие силы поднимает злой дух и на какие хитрости пускается, чтобы только запечатлеть в нашем уме наименьшие погрешности ближнего, в то время, когда не может показать явные недостатки последнего.

Поскольку он ищет случая, чтобы нам вредить, то нужно контролировать себя, чтобы не было даже места для возведения его ловушек. Как только злой дух показывает вам порок ближнего, немедленно отправьте свою мысль в другое место. И если вы чувствуете, что все еще склонны судить о поведении ближнего, подумайте, что, скорее всего, у вас нет на это никакого права; а даже если вам было бы дано такое право, то вы не смогли бы быть беспристрастными, будучи окружены миллионом страстных чувств и дурных наклонностей по отношению к другим, когда нравится или не нравится без всякой на то видимой причины.

Но самое эффективное средство от такого зла — это занять свои мысли нуждами собственной души. Тогда вы всё более и более станете раскрывать внутри себя то, что есть настолько много собственной работы по улучшению себя, что обращать внимание на дела других нет никакого смысла и никакого времени.

Более того, заняв себя надлежащим образом в таком упражнении, вы придете к постепенному очищению своего внутреннего зрения от дурного глаза, который является закваской этого тлетворного порока.

Подумайте, что поспешная оценка по отношению к своему ближнему - это как раз и есть доказательство того, что вы имеете в своем сердце некий корень зла, с помощью которого вы упрекаете его; потому что порочному сердцу нравится видеть во всем том, что напротив его те пороки, которые являются сутью его самого.

Вот почему, в тот миг, когда вы спешите осудить ближнего за некий недостаток, поверьте, что в этом вы сами виноваты, и обратите своё негодование на самих себя. Скажите внутри себя: Горе мне! Я сам увяз в этом недостатке, и что ещё хуже — с этим я берусь видеть и оценивать недостатки других.

В этом суть: Оружие, которым вы вредите себе при направлении его в сторону ближнего, - теперь же, обращенное на самих себя, оно исцеляет ваши раны.

Но если ошибка ближнего ясна и очевидна, то должно милостиво оправдать его, и верить, что есть в нем скрытые добродетели, для сохранения которых Бог попустил это падение. Или еще лучше, что Господь специально попускает ему этот недостаток, чтобы он еще более стал презрен внутри себя, избавляя его от презрения к другим, что является предметом глубочайшего смирения, и производится таким образом для него награда сверх понесенных убытков.

А если грех не только очевиден, но еще низок и упрям, то обратите мысль свою на страшные суды Божьи, где вы увидите, что те люди, которые прежде были погружены во все виды злодеяний, достигли высоких ступеней святости, в то время, как другие, которые казалось бы достигли пика совершенства, упали в пропасть беззаконий.

Таким образом, всегда более держите себя в страхе и трепете для вашего собственного спасения, чем для спасения кого-либо.

Глубоко внедрите в своё сознание такую истину, что любое благо и любое удовольствие, которые работают на совершенство ближнего — это плод Св. Духа, а любое презрение, поспешное осуждение и любая горечь по отношению к нему исходят из вашего же зла и внушения бесов.

Если же случилось так, что недостаток ближнего произвел на вас тягостное впечатление, то не опускайте руки, не давайте усыпить свою бдительность, чтобы не дать возможность полностью поработить ваше сердце.

Комментариев нет:

Отправить комментарий