воскресенье, 3 ноября 2019 г.

Л.С."Б.Д." - 42.


Глава 42.
Как нужно защищаться от ухищрений дьявола, когда он поощряет нашу чрезмерную набожность.




Когда злой дух убедится, что мы идём по пути добродетели с усилиями такими активными и такими регулярными, что он не может нас обязать ко злу явной хитростью своей, то превращается он тогда в ангела света и подаёт нам каждый миг привлекательные мысли, изречения Писания и примеры, переложенные на нас из жизни святых, чтобы мы производили действия на пути к совершенству с неоправданной горячностью, и затем, чтобы с этим привести нас в пропасть.

Например, он предлагает нам истязать свои тела дисциплинами, постами, власяницами и другими подобными мучениями, чтобы в нашем воображении поселилось самомнение, особенно у женщин, что мы делаем чудодейственные вещи; или ещё, чтобы мы обручились с болезнью, из-за которой у нас нет сил на добрые дела, а также, чтобы избыток нагрузки и боли придал нашим духовным упражнениям вкус отвращения и неприязни, и чтобы, становясь равнодушным к благу, мы склонились с ещё большей жадностью к удовольствиям и наслаждениям мира.

Это то, что случилось со многими благочестивыми людьми. Их сердце, ослепленное самостью и увлеченное безоглядным рвением, привело их через внешние практики подавления к надрыву своих собственных сил, и сделало их игрушкой в руках злых духов.

Они избежали бы такой беды, если приняли бы во внимание те наблюдения, которое мы показали, и подумали бы, что подобные виды истязания, хоть и похвальны сами по себе и полезны для тех, кто имеет здоровье и необходимое смирение для такой практики, всё же должны избираться в зависимости от натуры и природы каждого.

Для тех, кто не может вынести ограничений, которыми святые покоряли свои тела, всегда найдётся достаточно возможностей, чтобы подражать их жизни в плане живости и реальности их устремлений и откровенности их молитв. По их примеру они устремятся к таким прославленным венцам, что станут истинными воинами Христа в презрении к миру и своему «я», в любви к безмолвию и уединению, в сношении испытаний, в готовности платить добром за зло, в старании избегать малейших прегрешений, в уничижении совсем другого рода во славу Бога, чем внешние аскезы.

Что же касается телесной аскетики, то я вам советую применять её с большой осторожностью, чтобы иметь возможность увеличивать её при необходимости, и это лучше, чем показывать излишнее усердие с целью закончить побыстрее.

И если я даю вам этот совет, то потому, что полагаю вас в стороне от ошибки некоторых людей, которые к тому же считаются духовными, но которые, обольщенные и обманутые любовью к себе, чрезмерно заботятся о сохранении исключительно телесного здравия. Они настолько ревностны и настолько озабочены этим, что нет никакой возможности побудить их усомниться и убояться чрезмерного внимания к своему здоровью. Основным их занятием и любимым предметом их разговоров является полезный режим жизни, которой они должны соблюдать. Поэтому они постоянно ищут блюда, которые удовлетворяют их вкусу, без всякой заботы о своем желудке, который этот особенный деликатес все больше и больше извращает. Под предлогом приобретения сил для лучшего служения Господу, они не ищут примирения, без какой бы то ни было пользы, и даже во вред и одному, и другому, - двух непримиримых соперников: духа и тела; преступное попечение о них решительно убивает здоровье одного и благочестие другого.

Вот почему проще и безопаснее во всех отношениях следовать режиму потребления более независимому, при условии, что в этом преобладает сдержанность, имея ввиду конституцию и потребности организма, которые зачастую у всех разные, и не должны подчиняться одной и той же норме.

 В заключение добавлю, что определенная умеренность крайне желательна, но только во внешних вещах, а вот в приобретении внутренних добродетелей нужно следовать тому, о чем мы говорили — последовательно прибавлять в движении к совершенству.


Комментариев нет:

Отправить комментарий