Глава 42.
Как нужно
защищаться от ухищрений дьявола, когда
он поощряет нашу чрезмерную набожность.
Когда злой дух убедится, что мы идём по
пути добродетели с усилиями такими
активными и такими регулярными, что он
не может нас обязать ко злу явной
хитростью своей, то превращается он
тогда в ангела света и подаёт нам каждый
миг привлекательные мысли, изречения
Писания и примеры, переложенные на нас
из жизни святых, чтобы мы производили
действия на пути к совершенству с
неоправданной горячностью, и затем,
чтобы с этим привести нас в пропасть.
Например, он предлагает нам истязать
свои тела дисциплинами, постами,
власяницами и другими подобными
мучениями, чтобы в нашем воображении
поселилось самомнение, особенно у
женщин, что мы делаем чудодейственные
вещи; или ещё, чтобы мы обручились с
болезнью, из-за которой у нас нет сил на
добрые дела, а также, чтобы избыток
нагрузки и боли придал нашим духовным
упражнениям вкус отвращения и неприязни,
и чтобы, становясь равнодушным к благу,
мы склонились с ещё большей жадностью
к удовольствиям и наслаждениям мира.
Это то, что случилось со многими
благочестивыми людьми. Их сердце,
ослепленное самостью и увлеченное
безоглядным рвением, привело их через
внешние практики подавления к надрыву
своих собственных сил, и сделало их
игрушкой в руках злых духов.
Они избежали бы такой беды, если приняли
бы во внимание те наблюдения, которое
мы показали, и подумали бы, что подобные
виды истязания, хоть и похвальны сами
по себе и полезны для тех, кто имеет
здоровье и необходимое смирение для
такой практики, всё же должны избираться
в зависимости от натуры и природы
каждого.
Для тех, кто не может вынести ограничений,
которыми святые покоряли свои тела,
всегда найдётся достаточно возможностей,
чтобы подражать их жизни в плане живости
и реальности их устремлений и откровенности
их молитв. По их примеру они устремятся
к таким прославленным венцам, что станут
истинными воинами Христа в презрении
к миру и своему «я», в любви к безмолвию
и уединению, в сношении испытаний, в
готовности платить добром за зло, в
старании избегать малейших прегрешений,
в уничижении совсем другого рода во
славу Бога, чем внешние аскезы.
Что же касается телесной аскетики, то
я вам советую применять её с большой
осторожностью, чтобы иметь возможность
увеличивать её при необходимости, и это
лучше, чем показывать излишнее усердие
с целью закончить побыстрее.
И если я даю вам этот совет, то потому,
что полагаю вас в стороне от ошибки
некоторых людей, которые к тому же
считаются духовными, но которые,
обольщенные и обманутые любовью к себе,
чрезмерно заботятся о сохранении
исключительно телесного здравия. Они
настолько ревностны и настолько озабочены
этим, что нет никакой возможности
побудить их усомниться и убояться
чрезмерного внимания к своему здоровью.
Основным их занятием и любимым предметом
их разговоров является полезный режим
жизни, которой они должны соблюдать.
Поэтому они постоянно ищут блюда, которые
удовлетворяют их вкусу, без всякой
заботы о своем желудке, который этот
особенный деликатес все больше и больше
извращает. Под предлогом приобретения
сил для лучшего служения Господу, они
не ищут примирения, без какой бы то ни
было пользы, и даже во вред и одному, и
другому, - двух непримиримых соперников:
духа и тела; преступное попечение о них
решительно убивает здоровье одного и
благочестие другого.
Вот почему проще и безопаснее во всех
отношениях следовать режиму потребления
более независимому, при условии, что в
этом преобладает сдержанность, имея
ввиду конституцию и потребности
организма, которые зачастую у всех
разные, и не должны подчиняться одной
и той же норме.
В заключение добавлю, что определенная
умеренность крайне желательна, но только
во внешних вещах, а вот в приобретении
внутренних добродетелей нужно следовать
тому, о чем мы говорили — последовательно
прибавлять в движении к совершенству.
Комментариев нет:
Отправить комментарий