вторник, 12 января 2016 г.

Вавилонский Талмуд. Санхедрин 98Б. (петух и летучая мышь)

Вавилонский талмуд, Санхедрин 98Б.



הוי המתאוים את יום ה' למה זה לכם יום ה', הוא חושך ולא אור (עמוס ה.

משל לתרנגול ועטלף, שהיו מצפים לאור, אמר לו תרנגול לעטלף, אני מצפה לאורה שאורה שלי הוא, ואתה למה לך אורה (סנהדרין צ"ח ע"ב


(Амос 5:18)
«Увы, страстно желающим тот день Бога!
Зачем это вам — день Бога?
Он тьма, а не свет!»


Притча о петухе и летучей мыши, которые всматривались в свет.
Сказал о нем петух для летучей мыши: «Я всматриваюсь в свет её (тьмы): свет её — мой он!
А ты? - Зачем тебе свет её?!»


Переводчики традиционно упускают в этом стихе Талмуда то, что слово «свет» в речи петуха вдруг получает женский род, либо получает отношение ко тьме: как «свет ее».
Еще одна ошибка — это заменять слово «всматриваться, высматривать, наблюдать, как впередсмотрящий или дозорный» на слово «ждать», получая при этом «я жду свет». Стоит ли говорить, что «всматриваться» - это более глубокое понятие, чем просто «ждать»!

Толкователи и преподаватели, объясняющие этот стих Талмуда и цитирующие его для подкрепления своих слов в различных местах Мудрости, акцентируют внимание изучающих исключительно на противоположности свойств: «духовного» и «материального» или на противоположности отношения в духовной работе: альтруистического и эгоистического.

Следует добавить, что:
1) «страстно желать» и «день Бога» - это, сами по себе, понятия не совместимые, поэтому говорится: «Увы!». Ведь страстно желающий — порочен по определению, и никакого «дня» он не дождется!
2) свет приходит из тьмы — только для противоположных тьме! Для всех же остальных — светом является тьма и они живут в свете! Задайте себе вопрос: "Противоположно ли всё ваше естество тому, что вас окружает, чтобы высматривать с трепетом приход противоположного света?!"
3) кроме традиционных толкований этого места Талмуда, что разъясняет слова пророка, указывающие на то, что "ищущие Бога", во все времена, готовы лишь к улучшению и коррекции своих представлений о духовном мире из материальных основ, а вовсе не к противоположности света  Бога всей их материальной действительности, противоположности отменяющей былую жизнь, - можно высмотреть в приведенном примере еще несколько возможных смыслов:

 
- если свет Бога, который День, и который по определению "хорош" и "добро" - это тьма для большинства людей (для бней Адам), то о какой тьме сказано до начала Творения, что "тьма над бездною"? Получается, что Писание говорит не о сотворении материального мира из хаоса, а исключительно о возникновении духовного мира отдельного человека, когда НЕВЕДЕНИЕ БОГА и гражданская животная жизнь считаются для него тьмой;
- "ночь" и "свет ночи", ровно как и "день" и "свет дня" - это не тождественные понятия. А если рассмотреть пример с точки зрения "света исправления", который противоположен "свету жизни", то смысл притчи также изменится с точностью до наоборот;
- есть еще один парадокс, который меняет смысл притчи на противоположный, и который превращает "петуха" из героя в лжеца, и это так похоже на современных духовных учителей, использующих учеников как трамплин и массовку.
Обратим внимание, что петух не просто сказал, а - "сказал о свете для летучей мыши!"
Я расскажу духовный анекдот:
"Петух и летучие мышата (к слову сказать определение "летучая мышь" в иврите имеет мужской род) устремились из окружающей тьмы к духовному свету, который угадывался в конце туннеля. 
Бежит впереди всех петух - указывает путь! Дружной массой поспешают, не отстают, летучие мышата. 
Бегут-бегут, долго бегут. Но туннель, как длинный сосуд - узок, и тьма давит. И вот, чем ближе к искомому свету, тем становится понятнее для всех, что проход к мечте существует только для одного желающего.
Вдруг петух остановился и как закричит: 
"Стойте!.. Мужики!.. Нас обманули, мы в ситра ахре (арам. "в обратной стороне"). Я бегу к свету, потому что он мой. А вы зачем? Для вас это тьма и ситра ахра!"
Развернулись мышата очередной раз в обратную сторону и побежали снова. 
А петух спокойненько прошел к свету, говоря: "Вот так рождаются хитрые мужчины!"
.....................................
Остаётся сказать, что святость так не рождается. Святость - не имеет определения "мой свет", не претендует на главенство в пути, не ставит цели, не поучает. Святость - это жертва всего своего и себя в том числе!

Комментариев нет:

Отправить комментарий