Вавилонский
талмуд, Санхедрин 98Б.
משל
לתרנגול ועטלף,
שהיו
מצפים לאור,
אמר
לו תרנגול לעטלף,
אני
מצפה לאורה שאורה שלי הוא,
ואתה
למה לך אורה (סנהדרין
צ"ח
ע"ב
(Амос
5:18)
«Увы,
страстно желающим тот день Бога!
Зачем
это вам — день Бога?
Он
тьма, а не свет!»
Притча
о петухе и летучей мыши, которые
всматривались в свет.
Сказал
о нем петух для летучей мыши: «Я
всматриваюсь в свет её (тьмы): свет её —
мой он!
А ты?
- Зачем тебе свет её?!»
Переводчики
традиционно упускают в этом стихе Талмуда то, что слово «свет» в речи
петуха вдруг получает женский род, либо
получает отношение ко тьме: как «свет
ее».
Еще
одна ошибка — это заменять слово
«всматриваться, высматривать, наблюдать,
как впередсмотрящий или дозорный» на
слово «ждать», получая при этом «я жду
свет». Стоит ли говорить, что «всматриваться»
- это более глубокое понятие, чем просто
«ждать»!
Толкователи
и преподаватели, объясняющие этот стих Талмуда и цитирующие его для подкрепления
своих слов в различных местах Мудрости,
акцентируют внимание изучающих
исключительно на противоположности
свойств: «духовного» и «материального»
или на противоположности отношения в
духовной работе: альтруистического и
эгоистического.
Следует
добавить, что:
1)
«страстно желать» и «день Бога» - это,
сами по себе, понятия не совместимые,
поэтому говорится: «Увы!». Ведь страстно желающий
— порочен по определению, и никакого
«дня» он не дождется!
2)
свет приходит из тьмы — только для
противоположных тьме! Для всех же
остальных — светом является тьма и они живут в свете! Задайте себе вопрос: "Противоположно ли всё ваше естество тому, что вас окружает, чтобы высматривать с трепетом приход противоположного света?!"
3) кроме традиционных толкований этого места Талмуда, что разъясняет слова пророка, указывающие на то, что "ищущие Бога", во все времена, готовы лишь к улучшению и коррекции своих представлений о духовном мире из материальных основ, а вовсе не к противоположности света Бога всей их материальной действительности, противоположности отменяющей былую жизнь, - можно высмотреть в приведенном примере еще несколько возможных смыслов:
3) кроме традиционных толкований этого места Талмуда, что разъясняет слова пророка, указывающие на то, что "ищущие Бога", во все времена, готовы лишь к улучшению и коррекции своих представлений о духовном мире из материальных основ, а вовсе не к противоположности света Бога всей их материальной действительности, противоположности отменяющей былую жизнь, - можно высмотреть в приведенном примере еще несколько возможных смыслов:
- если свет Бога, который День, и который по определению "хорош" и "добро" - это тьма для большинства людей (для бней Адам), то о какой тьме сказано до начала Творения, что "тьма над бездною"? Получается, что Писание говорит не о сотворении материального мира из хаоса, а исключительно о возникновении духовного мира отдельного человека, когда НЕВЕДЕНИЕ БОГА и гражданская животная жизнь считаются для него тьмой;
- "ночь" и "свет ночи", ровно как и "день" и "свет дня" - это не тождественные понятия. А если рассмотреть пример с точки зрения "света исправления", который противоположен "свету жизни", то смысл притчи также изменится с точностью до наоборот;
- есть еще один парадокс, который меняет смысл притчи на противоположный, и который превращает "петуха" из героя в лжеца, и это так похоже на современных духовных учителей, использующих учеников как трамплин и массовку.
Обратим внимание, что петух не просто сказал, а - "сказал о свете для летучей мыши!"
Я расскажу духовный анекдот:
"Петух и летучие мышата (к слову сказать определение "летучая мышь" в иврите имеет мужской род) устремились из окружающей тьмы к духовному свету, который угадывался в конце туннеля.
Бежит впереди всех петух - указывает путь! Дружной массой поспешают, не отстают, летучие мышата.
Бегут-бегут, долго бегут. Но туннель, как длинный сосуд - узок, и тьма давит. И вот, чем ближе к искомому свету, тем становится понятнее для всех, что проход к мечте существует только для одного желающего.
Вдруг петух остановился и как закричит:
"Стойте!.. Мужики!.. Нас обманули, мы в ситра ахре (арам. "в обратной стороне"). Я бегу к свету, потому что он мой. А вы зачем? Для вас это тьма и ситра ахра!"
Развернулись мышата очередной раз в обратную сторону и побежали снова.
А петух спокойненько прошел к свету, говоря: "Вот так рождаются хитрые мужчины!"
.....................................
Остаётся сказать, что святость так не рождается. Святость - не имеет определения "мой свет", не претендует на главенство в пути, не ставит цели, не поучает. Святость - это жертва всего своего и себя в том числе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий