Глава 29.
О хитростях,
которые использует дьявол, чтобы держать
в узах тех, кто понимает своё плачевное
состояние и стремится выйти из него; и
почему так часто наши благие намерения
остаются не выполненными.
Оружие, которым пользуется дьявол, чтобы
обманывать и побеждать тех, кто осознал
своё плохое состояние и захотел изменить
жизнь, - это такая мысль: «Я себя изменю
чуть позже».
И это эхом повторяется во всём, как крик
ворона: «Крак, крак, завтра, завтра!»
«Я хочу, - говорят они, - сначала закончить
одно дело, преодолеть вот эту трудность;
после чего, я более спокойно предам себя
духовной жизни».
Это одна из ловушек, в которую многие
были пойманы и попадаются, вновь и вновь,
каждый день. И то, что заставляет их так
поддаться сетям дьявола, - это оцепенение
и леность ума, мешающие им в делах
спасения своей души и славы Божьей быть
добровольцами, наконец сказавшими такое
победное слово: «Сейчас, именно сейчас,
а не позже! Сегодня же — не завтра!»
Они не должны говорить себе: «Если точно
так, как и сегодня, это моё «позже» и это
моё «завтра» всё же гарантирует то, что
есть средство, которое спасёт меня и
подготовит мою победу, тогда что не
позволит мне позже противостоять врагу
и низложит меня в новый беспорядок?»
Помните, что средство избежать такой
иллюзии и той, о которой говорилось в
предыдущих строках, а значит, средство
победить врага — это быстрое послушание
божественной мысли и вдохновению. Я
говорю о действенном послушании, а не
о простых словах; ибо прения вводят в
заблуждение, и они обманули большое
количество людей по нескольким
соображениям.
Первое, - которого я коснулся чуть выше,
в том, что наши решения основаны не на
недоверии к самим себе и не на доверии
к Богу; и потому мы не можем раскрыть в
себе тот корень гордости, который
является первопричиной нашей иллюзии
и нашей слепоты.
А свет, для того, чтобы распознать это
зло, и лекарство, для излечения нас,
приходят с благодатью. Господь попускает
нам падения, дабы наше падение перевело
нас от самонадеянности к доверию к Богу
и от гордости к познанию самих себя.
Если мы желаем, чтобы наши решения были
эффективными, то должны приобрести
твёрдость; а они станут твёрдыми, когда
они будут полагаться на понимании нашей
беспомощности и на смиренном доверии
к Богу.
Второе соображение в том, что в решениях,
которые мы принимаем, мы не рассматриваем
красоту и превосходство добродетели.
Наша воля, если вялая и если слабая,
когда, предположим, ощущает влечение к
добродетели, то ввиду трудностей, которые
необходимо преодолеть для получения
её, отвращается и обращается вспять.
Таким образом, приучите себя более всего
полюбить трудности приобретения
добродетелей, что само по себе является
сутью всех добродетелей; думайте об
этих трудностях в большей или меньшей
степени, но никогда не упускайте их из
виду, прибывайте с ними, если вы хотите,
чтобы ваши усилия увенчались успехом.
В остальном знайте, что вы одержите
победу над самими собой и над вашими
врагами тем быстрее и ярче, чем более
душевно вы отнесётесь к трудностям и
чем более сильно полюбите их.
Третье соображение в том, что наши
решения имеют малую добродетель и волю
Божью из-за нашего собственного интереса.
Этот недостаток особенно заметен в тех
решениях, которые мы принимаем по
обыкновению, когда мы исполнены духовными
утешениями или, ещё чаще, когда невзгоды
наседают на нас со всех сторон, и мы
находим облегчение от наших страданий
только в клятвах полностью предать себя
Богу и в наших обетах безоговорочно
служить добродетели.
Чтобы уклониться от такого порока,
будьте, в моменты своего духовного
рвения, смиренны и осторожны в своих
решениях, а ещё более, в своих обещаниях
и в своих обетах; в часы своей скорби
предложите только одно — терпеливо
нести свой крест, что Господь собственно
и ждёт от вас, и вкладывает в это всю
вашу славу, в месте отказа от человеческих
утешений, а иногда даже и от божественных
утешений. Единственное, что вы должны
желать и просить — это то, чтобы Бог
помог вам перенести трудности без ущерба
для добродетели терпения и без того,
чтобы стать неприятным Господу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий