воскресенье, 1 апреля 2018 г.

Л.С."Б.Д." - 25.


Глава 25.
О том, что для правильной борьбы с врагами воин Христов со всевозможной осторожностью должен отстраниться от всего, что может нарушить мир в его сердце.


Если нет точки для приложения усилий с целью восстановить покой в сердце, когда мы его потеряли, то нет большего несчастья в мире, что должно по-настоящему лишить нас покоя или даже обеспокоить нас.

Без сомнения, мы должны сожалеть о наших недостатках, но, как я уже говорил много раз, эта скорбь должна быть тихой и сдержанной; равным образом мы должны иметь сочувствие к другим грешникам и оплакивать их проступки, как минимум внутренне, - но всё это должно происходить без смущения ума.

Что же касается других зол, свидетелями которых мы являемся, таких как болезнь, лишения, потеря своих близких, мор, война, пожары и другие подобные несчастья, перед которыми люди испытывают инстинктивный ужас, мы можем с помощью благодати принять их не только с покорностью, но даже с любовью. Стоит только смотреть на это, как на справедливые наказания, возложенные на грешников, и возможности для заслуг, предложенные праведникам.

Оба этих состояния дают Богу испытывать с нами то же самое наслаждение; и если мы умеем привести себя в соответствие Его святой воле, то преодолеем, тихо и спокойно, все неприятности и невзгоды жизни. Будьте уверены, что все наши беспокойства не нравятся Богу, потому что, какова бы ни была их природа, они всегда сопровождаются несовершенством и происходят из пагубного корня любви к себе.

Вот почему вы всегда должны быть настороже, чтобы, при первом проявлении сигналов смущения и беспокойства, постараться побудить себя вооружиться для защиты, рассуждая, что все эти злострадания и многие другие подобные им являются всего лишь мнимым злом; что они бессильны отобрать у нас истинные ценности, и что Бог посылает их или попускает их для целей, указанных нами чуть выше, либо по другим причинам, скрытым от наших глаз, но, конечно же, исключительно справедливым и святым.

Если мы сохраним, будучи в центре лишений и даже весьма прискорбных, это спокойствие души и этот нерушимый мир, мы сможем сделать много хорошего; в противном случае, наши усилия не будут достаточны или будут безуспешны.

Наш враг в высшей степени ненавидит этот мир в сердце, ибо он знает, что Дух Божий выбирает такое жилище, чтобы совершать великие дела. Кроме того, нет у него никаких сил, что бы он ни делал, похитить у нас это бесценное сокровище. Чаще всего он вдохновляет нас превосходными желаниями к внешнему, но настоящая природа этих желаний распознаётся многими признаками, а в особенности тем, что они забирают у нас покой в сердце.

Если вы хотите предупредить столь опасное зло, серьёзно подумайте, когда часовой объявит вам о прибытии нового желания, открыть ли ему тотчас же вход в своё сердце? Прежде всего сбросьте с себя всякую собственную волю, представьте это желание Богу и, признав свою слепоту и своё невежество, настойчиво просите Его, чтобы открыл вам лучом Своего света, от Него ли исходит это желание или от вашего врага; обратитесь, если это возможно, за советом к вашему духовнику.

Даже если вы уверены, что это желание исходит от Бога, не спешите выполнить его прежде, чем не умерите свою горячность: ваша хорошая работа, обеспеченная таким укрощением, более радостна Господу, чем то, что вы приступите к делу с излишним рвением; более того, иногда бывает, что само укрощение - Ему приятнее работы.

Вот так отгоняя от себя как можно дальше дурные желания и исполняя добрые только после подавления движений своего естества вы достигните сохранения мира и обезопасите крепость вашего сердца.

Чтобы сберечь эту совершенную безмятежность, кроме всего, храните и оберегайте ваше сердце от некоторых видов угрызения совести, которые, только по одному тому факту, что укоряют вас за настоящий недостаток, кажутся пришедшими от Бога, в то время как на самом деле они происходят от дьявола. Различайте их по результатам воздействия на вас.

Если эти упрёки смиряют вас и увеличивают ваше стремление к доброте, если не лишают вас доверия к Богу, вы должны принять их с благосклонностью, как милость Небес.

Но если они смущают вас, если возвращают вам неуверенность, недоверие, леность и равнодушие к доброте, будьте уверены в том, что они происходят от врага; следовательно, не обращайте внимание на них и продолжайте вашу работу.

Более того, поскольку беспокойство чаще всего зарождается в нашем сердце в результате неприятных событий, чтобы отразить эти атаки у вас есть две возможности.

Первая, это рассмотреть и увидеть, что в этих проблемах всегда есть два противоположных начала: либо это из-за духа совершенства, либо от большого самолюбия и склонностей естества.

Если они противны вашим наклонностям и любви к себе, которые являются главными вашими врагами и вашими самыми страшными противниками, то вы должны смотреть на них, не как на неудачи, а как на милость и поддержку, которую Всевышний вам посылает, и получать их с чувством радости и благодарности.

А если неприятности противоречат духу совершенства, то не стоит из-за этого терять мир в сердце, как сказано в следующей главе.

Вторая возможность, которую вы должны использовать, это поднять свой дух к Богу и принять спокойно и с закрытыми глазами подношения, которые вы имеете от Его милосердной руки, уверяя себя, что это бесценная милость, хотя вы не понимаете пока настоящего её значения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий