Глава 25.
О том, что
для правильной борьбы с врагами воин
Христов со всевозможной осторожностью
должен отстраниться от всего, что может
нарушить мир в его сердце.
Если нет точки для приложения усилий с
целью восстановить покой в сердце, когда
мы его потеряли, то нет большего несчастья
в мире, что должно по-настоящему лишить
нас покоя или даже обеспокоить нас.
Без сомнения, мы должны сожалеть о наших
недостатках, но, как я уже говорил много
раз, эта скорбь должна быть тихой и
сдержанной; равным образом мы должны
иметь сочувствие к другим грешникам и
оплакивать их проступки, как минимум
внутренне, - но всё это должно происходить
без смущения ума.
Что же касается других зол, свидетелями
которых мы являемся, таких как болезнь,
лишения, потеря своих близких, мор,
война, пожары и другие подобные несчастья,
перед которыми люди испытывают
инстинктивный ужас, мы можем с помощью
благодати принять их не только с
покорностью, но даже с любовью. Стоит
только смотреть на это, как на справедливые
наказания, возложенные на грешников, и
возможности для заслуг, предложенные
праведникам.
Оба этих состояния дают Богу испытывать
с нами то же самое наслаждение; и если
мы умеем привести себя в соответствие
Его святой воле, то преодолеем, тихо и
спокойно, все неприятности и невзгоды
жизни. Будьте уверены, что все наши
беспокойства не нравятся Богу, потому
что, какова бы ни была их природа, они
всегда сопровождаются несовершенством
и происходят из пагубного корня любви
к себе.
Вот почему вы всегда должны быть
настороже, чтобы, при первом проявлении
сигналов смущения и беспокойства,
постараться побудить себя вооружиться
для защиты, рассуждая, что все эти
злострадания и многие другие подобные
им являются всего лишь мнимым злом; что
они бессильны отобрать у нас истинные
ценности, и что Бог посылает их или
попускает их для целей, указанных нами
чуть выше, либо по другим причинам,
скрытым от наших глаз, но, конечно же,
исключительно справедливым и святым.
Если мы сохраним, будучи в центре лишений
и даже весьма прискорбных, это спокойствие
души и этот нерушимый мир, мы сможем
сделать много хорошего; в противном
случае, наши усилия не будут достаточны
или будут безуспешны.
Наш враг в высшей степени ненавидит
этот мир в сердце, ибо он знает, что Дух
Божий выбирает такое жилище, чтобы
совершать великие дела. Кроме того, нет
у него никаких сил, что бы он ни делал,
похитить у нас это бесценное сокровище.
Чаще всего он вдохновляет нас превосходными
желаниями к внешнему, но настоящая
природа этих желаний распознаётся
многими признаками, а в особенности
тем, что они забирают у нас покой в
сердце.
Если вы хотите предупредить столь
опасное зло, серьёзно подумайте, когда
часовой объявит вам о прибытии нового
желания, открыть ли ему тотчас же вход
в своё сердце? Прежде всего сбросьте с
себя всякую собственную волю, представьте
это желание Богу и, признав свою слепоту
и своё невежество, настойчиво просите
Его, чтобы открыл вам лучом Своего света,
от Него ли исходит это желание или от
вашего врага; обратитесь, если это
возможно, за советом к вашему духовнику.
Даже если вы уверены, что это желание
исходит от Бога, не спешите выполнить
его прежде, чем не умерите свою горячность:
ваша хорошая работа, обеспеченная таким
укрощением, более радостна Господу, чем
то, что вы приступите к делу с излишним
рвением; более того, иногда бывает, что
само укрощение - Ему приятнее работы.
Вот так отгоняя от себя как можно дальше
дурные желания и исполняя добрые только
после подавления движений своего
естества вы достигните сохранения мира
и обезопасите крепость вашего сердца.
Чтобы сберечь эту совершенную
безмятежность, кроме всего, храните и
оберегайте ваше сердце от некоторых
видов угрызения совести, которые, только
по одному тому факту, что укоряют вас
за настоящий недостаток, кажутся
пришедшими от Бога, в то время как на
самом деле они происходят от дьявола.
Различайте их по результатам воздействия
на вас.
Если эти упрёки смиряют вас и увеличивают
ваше стремление к доброте, если не лишают
вас доверия к Богу, вы должны принять
их с благосклонностью, как милость
Небес.
Но если они смущают вас, если возвращают
вам неуверенность, недоверие, леность
и равнодушие к доброте, будьте уверены
в том, что они происходят от врага;
следовательно, не обращайте внимание
на них и продолжайте вашу работу.
Более того, поскольку беспокойство чаще
всего зарождается в нашем сердце в
результате неприятных событий, чтобы
отразить эти атаки у вас есть две
возможности.
Первая, это рассмотреть и увидеть, что
в этих проблемах всегда есть два
противоположных начала: либо это из-за
духа совершенства, либо от большого
самолюбия и склонностей естества.
Если они противны вашим наклонностям
и любви к себе, которые являются главными
вашими врагами и вашими самыми страшными
противниками, то вы должны смотреть на
них, не как на неудачи, а как на милость
и поддержку, которую Всевышний вам
посылает, и получать их с чувством
радости и благодарности.
А если неприятности противоречат духу
совершенства, то не стоит из-за этого
терять мир в сердце, как сказано в
следующей главе.
Вторая возможность, которую вы должны
использовать, это поднять свой дух к
Богу и принять спокойно и с закрытыми
глазами подношения, которые вы имеете
от Его милосердной руки, уверяя себя,
что это бесценная милость, хотя вы не
понимаете пока настоящего её значения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий