Глава 32.
Последний
приступ дьявольских сил и хитрость к
которой они прибегают дабы даже внутри
добродетели создать возможность для
порчи.
Злой
и коварный змей
пускается на хитрость, вплоть до помощи
нам в добрых
делах, чтобы
заложить основу
разрушения
добродетелей,
даже тех,
которые уже закрепились в нас.
Он услужливо даёт
нам любоваться ими и поднимает нас так
высоко в собственных глазах, что потом
мы падаем
в порок гордости и тщеславия. Чтобы
обезопаситься
в этом, всегда
держитесь состояния
горизонтальной
плоскости и
полной уверенности в своём
ничтожестве. Хорошо убедите себя, что
вы — ничто, что вы ничего не можете, что
вы исполнены
только глупостями
и пороками, и что вы заслуживаете лишь
одного - вечного
осуждения.
Откажитесь
от себя по
этой истине и, что
бы ни случилось, остерегайтесь сделать
хоть один шаг вне такого образа мысли,
понимая, что помыслы и реалии,
которые вас побуждают освободиться
от такого мнения
о себе, такие
же вражеские подвижки,
как и стремление заполучить вас в свои
руки, где смерть или тяжелое поражение.
Для
того, чтобы развивать в себе стремление
к такой ровной
плоскости с пониманием своего ничто,
вы
должны следовать такому порядку. При
взгляде на себя и на свои действия,
исследуйте только
то, что есть у вас изначально, без
вкладывания того,
что было взято у Бога и его благодати,
- и увидите останется ли от вас что-то.
Если
вы рассмотрите время до своего
рождения, то увидите, что в этой
беспредельной
вечности вы были не что иное, как ничто,
неспособное ничего сделать, чтобы прийти
к жизни.
Если
вы посмотрите на настоящее время, где
вы поддерживаете своё существование
только за счёт доброты Бога, то поймёте,
что нет у вас ничего самостоятельного
в этом Провидении, хранящем вас
ежесекундно, чтобы были вы сами собой,
а не полным ничто.
Это
настолько верно, что если Бог прекратит
хоть на секунду поддерживать вас, то вы
немедленно обратитесь
в такое
же ничто,
откуда вы были извлечены
Его десницей.
Поэтому
ясно
без особого рассмотрения, что всё, что
принадлежит вам естественным образом,
бессмысленно
оценивать как своё и претендовать на
оценку других. А если от
естественных
вещей
вы перейдёте
к уровню
благодати и добрых дел, как к благу и к
достоинству, - на что здесь вы сами по
себе, без Божьей помощи, способны?
С
другой стороны, если
вы посмотрите на
меру ваших прошлых грехов, если вы
прибавите к ней
огромное число
тех грехов,
которые вы ещё
можете совершить,
если Бог не поддержит вас Своей милосердной
рукой, то найдёте, умножая не только дни
и годы, но также проступки и плохие
привычки (ибо порок передаётся другим),
то найдёте, я скажу, что без благодати
ваши беззакония
стремились бы к бесконечной величине
и вы стали бы «новым люцифером».
А
если вы боитесь присвоить себе Его
божественную доброту, славу и уважение,
которым вы обязаны Ему, то
ещё более вы
должны, день за
днём глубже,
осознавать своё зло. Но
старайтесь, чтобы
это осуждение, которое вы относите к
самим себе, сопровождалось справедливым
подходом — в противном случае, оно может
сильно навредить вам.
Если
осознание
своей
низости становится
у вас на первый план по сравнению с
осознанием
слепой
гордости,
по сравнению с
осознанием
желания
быть в почёте у
других и потому
быть
у них на виду,
вопреки
представляемой
низости, то
имейте ввиду, что ваши знания не
соответствуют действительной
потере ваших позиций, и вы вернётесь на
ступень ещё более низкую, чем до этого.
Таким
образом, если вы желаете осознать своё
лукавство и свою низость, держать
себя подальше от врагов и расположиться
к Богу, то не
удовлетворяйтесь своими оценками себя,
что вы недостойны хорошего и достойными
только плохого, но
примите за благо
быть презираемыми, избегайте уважения,
возлюбите бесчестие и проявите готовность
в любой ситуации выполнить
обязанности, которыми другие пренебрегают.
Их
точка зрения никоим образом не должна
отвращать вас от такой
святой работы, и
это тогда, когда
эта
работа
направляется
вашим
желанием
принизить себя и подвергнуть испытанию
свою добродетель, но
не в момент продиктованный скрытой
гордостью, которая иногда побуждает
нас, под благими намерениями, делать
непопулярные
вещи или не
зависеть от мнения других.
Если
хорошие качества, которыми Бог наделил
вас, нравятся
вам и хвалимы
людьми, то
хорошенько сосредоточьтесь на самих
себе (какие вы
есть без Бога); не отступайте ни на шаг
от истины и оценки о которой я вам
говорил, но обратитесь к Богу и скажите
из глубины сердца: «Господи, не позволяйте,
чтобы я присвоил славу Вашу и
чтобы я приписал себе заслуги, которыми
Вы меня одарили. С хвалой, честью и
славой, при моём смущении».
Затем,
мысленно обратитесь к человеку, который
вас хвалит, говоря ему о себе: «Откуда
этот человек нашёл во мне нечто хорошее,
ведь нет ничего
хорошего во мне, а только Бог и дело рук
Его?» Действуя так, и отдавая Господу
то, что принадлежит Ему, вы удержите
своих врагов на расстоянии, а сами
удостоитесь получить от Бога умножение
благосклонности и благодати.
Если
воспоминания
о своих добрых делах ведёт вас к тщеславию,
то рассмотрите эти добрые дела не как
свои, а как принадлежащие единственно
Богу, и говорите
им
во внутреннем диалоге: «Я
не знаю что происходит с
моим рассудком;
вы — не мои, но
от Бога, который обязывает вас проявиться;
это Его благодать создала, питает и
хранит вас. Так
что, Его одного я хочу признать вашим
главным и единственным Творцом и Его
одного я
хочу видеть причиной
вашего достоинства.
Затем
подумайте, что все добрые дела, которые
вы сделали в своей жизни, не
только не откликнулись на изобилие
света и благодати, когда
Господь даровал вам познать
их и
исполниться
ими,
но также были
очень несовершенны и
очень далеки от той чистоты намерения,
от того рвения, от того старания, которыми
должны были эти
добрые дела сопровождаться.
Вот
почему, хорошо
рассмотрев как всё было, мы должны скорее
стыдиться своего отношения к делу,
которое приводит к тщеславию; ибо
совсем плохо, что
благодать, которая выходит чистой и
совершенной от Бога, оскверняется через
нас посредством нашего несовершенства.
Кроме
того, сравните ваши труды с трудами
святых и праведных служителей Божьих,
и эта параллель убедит вас, что самые
большие и лучшие ваши действия являются
на самом деле делами
очень низкого
качества и малой
стоимости. Сравните их с тем, что Господь
Иисус Христос
делал, по милости Своей
к вам, в
разное время Своей
распятой жизни, которую
Он проживал
здесь внизу. Рассмотрите Его труды в
своей душе
и, не оправдывая
всё Его
Божественностью,
подумайте о любви
Его,
такой нежной и чистой, породившей
Его действия, и
тогда вы вынуждены будете признать
незначительность ваших усилий.
Наконец,
если вы возносите свой дух к Божественности
и если вы всмотритесь
в величайшую
Неповторимость Творца,
а также уважение, которое Она
заслуживает от
нас, то ясно
увидите, что ваши добрые дела должны
быть для вас скорее причиной страха,
чем тщеславия. Вот
почему лучшее, что вы можете сделать,
это говорить Богу всем своим сердцем:
«Боже мой, помилуй меня грешного!»
Кроме
того, я советую
вам хранить себя от соблазна выставлять
напоказ ту
благосклонность, которую Бог к вам
питает. Следующая мысль покажет вам,
насколько Ему не
нравится отсутствие
сдержанности в этом вопросе.
Однажды
Спаситель явился в виде маленького
ребёнка одной
из своих верных служанок.
Эта
душа, принимая
Его за обычное дитя, пригласила
Его
читать ангельское
приветствие.
Иисус сразу же приступил: «Я вас
приветствую, Мария, полная благодати!
Господь с вами, вы благословенны среди
всех женщин...». Здесь Он приостановился,
не желая хвалить Самого
Себя
при
прочтении следующих славословий. А
между тем, пока она умоляла Его
продолжать, Иисус исчез, оставив Свою
служанку исполненную утешения и
глубоко тронутую духовным поучением,
которое Он доказал Своим примером.
И
также вы, христианская душа, учитесь
смиряться,
признавая себя
со всей своей духовной работой полным
ничто.
Это
основа всех добродетелей. Бог, когда мы
ещё не существовали, призвал нас из
небытия, и теперь, когда мы существуем
в Нём, мы должны оставить
в покое всё здание нашего освящения,
признавая лишь
ту истину, что
сами по себе мы относимся к «ничто». Чем
больше мы принижаем себя, тем лучше
выстраивается духовное здание. По
мере того, как мы углубляемся в грунт
нашего беспомощного состояния,
Божественный зодчий поставляет крепкие
камни, которые должны послужить
фундаментом для величественного
духовного здания. Не
раздумывайте, что когда-нибудь вы
сможете
достаточно принизить
себя, но, наоборот,
убедите себя в том, что если есть в
творении что-то
бесконечное, так это ваше
зло.
С
помощью этого
знания,
по-настоящему
воплощенного
в жизнь, человек овладевает
всеми видами блага; без него — он чуть
больше, чем «ничего», даже
если он сделал столько же хороших дел,
как все святые вместе взятые
и всю жизнь занят
был Богом.
О
дивное знание,
которое делает нас счастливыми на земле
и славными на небесах!
О свет, который исходит из тьмы и делает
души сияющими!
О скрытая жемчужина, которая блистает
в жиже нашей грязи!
О небытие, которое приводит к обретению
всего бытия теми, кто познает его.
На эту тему я готов говорить без устали.
Если вы желаете славить Бога
из осуждения самого себя и из желания
быть в обвинении у других людей. Если
вы хотите восхвалять Его в себе и
прославиться в Нём, смирите себя перед
каждым и будьте ниже всех. Если вы хотите
достичь Его, - не возноситесь, ибо Он
удалится от вас. Принизьте себя; принизьте
себя настолько, насколько сможете, и вы
увидите как Он приходит к вам и протягивает
руку. Он встретит вас, обнимет и прижмёт
к Своему сердцу с такой большой любовью,
что вы ощутите ещё большую ничтожность
в своих собственных глазах и согласитесь
обменять своё благополучие на презрение
всех и каждого по любому поводу.
Вот бесценный дар, который ваш Спаситель,
претерпевший оскорбления за вас, даёт
вам для того, чтобы вы объединились с
Ним, - хорошо убедите себя в том, что
вы недостойны этого. Чаще благодарите
Его за эту милость и исполнитесь чувства
признательности к тем людям, которые
дают вам такую возможность, а особенно
к тем, кто растоптал вас или к тем, кто
считает, что вы не выдержите их нападок
без сожаления и сердечной боли. И если
это действительно так, то сдерживайтесь
от внешнего проявления.
Если дьявольское лукавство, наше
невежество и дурные наклонности одолевают
нас при таком рассмотрении себя, если
всё же они сильны и реальны; если наше
желание стать выше других не оставляет
нас и производит впечатление в нашем
сердце, то будем смирять себя в своих
собственных глазах намного больше,
чтобы опытно познать насколько мало мы
продвинулись в духовном и в истинном
знании себя, понимая, что мы не можем
избавиться от этих навязчивых мыслей,
которые имеют свой корень в нашей
гордости и в нашем тщеславии. Таким
способом мы получим мёд из зелья и
лекарство внутри самого повреждения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий