Глава 34.
О том, что
добродетели приобретаются понемногу,
в последовательном развитии, без желания
действовать сразу во всём.
Хотя христианин, желающий достичь
вершины совершенства, не должен ставить
окончательную точку в любом месте на
пути своего духовного продвижения, всё
же необходимо, чтобы осторожность
ограничивала его легкомысленный пыл,
который, после того, как в самом начале
подталкивает вперёд с излишней энергией,
вскоре исчезает и бросает человека на
полпути.
Вот почему, не возвращаясь к правилам,
которые я уже наметил для ваших внешних
занятий, считаю полезным показать вам,
что внутренние добродетели должны
приобретаться понемногу и последовательно.
Именно такой способ сделает развитие
быстрым и прочным.
Итак, мы не должны в обычной мере
практиковать желание несчастий и
радоваться им прежде, чем пройдём через
нижнюю ступень - ступень терпения.
Не приходите ко всем или даже к нескольким
добрым деяниям одновременно и сразу,
но один подход, затем другой. Таким
способом привычка к этому действию
легче и глубже укоренится в душе.
Если вы сконцентрируете свои усилия на
приобретение только одной добродетели,
то память приобретения будет работать
при любой возможности с большей
оперативностью, разум устремиться
искать новые средства и причины для
приобретения, а желание войдёт с большей
силой и лёгкостью. Это было бы совсем
иначе, если активность таких усилий
была бы рассредоточена на многие объекты.
Добавив к такой концентрации сходство
наших действий в процессе приобретения
одной и той же добродетели, мы сделаем
эти действия менее тягостными. Одно
притягивает и помогает другому; а их
подобие является причиной, по которой
они производят на нас большее впечатление;
последние находят наше сердце сосудом
более подготовленным и полностью
согласным к принятию усилий, сосудом
как-будто уже освоившимся в том, что
было ранее.
Эти доводы покажутся ещё более
убедительными, если вы поймёте, что
работа в одной добродетели передаёт
свой опыт для занятий другими, и что
прогресс в одной помогает продвижению
во всех добродетелях, потому что они
неразрывно связаны между собой, как
лучи проецирующие в одном и том же
Божественном свете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий