Глава
35.
О
средствах для обретения добродетелей,
и каким образом мы должны прикладываться
в той же добродетели в течение определённого
промежутка времени.
Кроме положений,
о которых я вам сообщил чуть выше, для
приобретения христианских добродетелей
необходима также большая и благородная
душа, твёрдая и решительная воля, которую
не страшат ожидаемые противоречия и
бесчисленные трудности, встречающиеся
на пути к совершенству.
Более того, нужна
душа, склонная любить добродетели,
которые она хочет обрести. Эта стремление
души достигается рассмотрением того,
насколько добродетели угождают Богу,
насколько они благородны и превосходны
сами по себе, насколько они полезны и
необходимы для нас самих, ведь они
являются альфой и омегой совершенства.
Чрезвычайно важно,
с самого утра, вооружиться твёрдым
решением делать всё возможное, в том, в
чём мы собираемся упражняться, а на
протяжении дня частенько рассматривать
поступили мы так или нет в исполнении
наших благих намерений, для того, чтобы
возобновить старания в ещё большей
степени. Эта проверка должна проводиться
исключительно на добродетели, которую
мы предполагаем обрести.
Как раз в этой
добродетели мы должны вспоминать примеры
святых, наши слова и размышления, при
необходимости во всех духовных движениях,
о жизни и страданиях Иисуса Христа. Мы
должны, как это будет показано чуть
позже, следовать такому же правилу во
всевозможных обстоятельствах, какими
бы различными они ни были.
Постараемся
достичь, силой внутренних и внешних
действий по добродетели, того, чтобы
совершать эти действия с такой же
быстротой и лёгкостью, какие мы имели
прежде в желаниях естества; и запомним
сказанное выше: чем более эти действия
будут вопреки нашим наклонностям, тем
быстрее они внедрят в нашу душу привычку
к добродетели.
Определения Святого
Письма, с должным уважением произносимые
вслух или даже сердцем, чудесным образом
помогут нам в этом деле. Так что нужно
иметь в своём распоряжении достаточное
количество стихов, передающих добродетель,
которую мы желаем обрести; будем повторять
их часто в течение дня, а особенно в тот
момент, когда мы чувствуем себя в объятиях
страсти, которая противоположна
соответствующей добродетели. Если,
например, мы упражняемся в терпимости,
то мы сможем пользоваться такими словами
или другими подобными:
«Дети мои, терпеливо
переносите гнев, обрушивающийся на
вас». (Барух 4:25)(Апокриф)
«Терпение бедных
не будет посрамлено никогда». (Пс. 9:19)
«Терпеливый человек
лучше смелого человека, а обуздавший
ум лучше берущего штурмом города».
(Прит. 16:32)
«Прибегните к
терпению в борьбе той, что нам предложена».
(Евр. 12:2)
С этой же целью мы
можем делать следующие или им подобные
запросы:
- Когда же Бог
вооружит моё сердце щитом терпения?
- Когда же смогу
я, чтобы понравиться своему Божественному
Владыке, выдерживать со спокойным
сердцем жизненные испытания?
- О, горячо-любимые
страдания, которые уподобляют меня
моему Спасителю, Иисусу, страдающему
за меня!
- О, исключительная
Жизнь моей души, я не хочу видеть себя,
ради славы Вашей, полностью счастливым
внутри испытаний!
- Как был бы я
счастлив, если, в среде пламенеющей
скорби, стремился бы к ещё большим
мучениям!
Послужим себе
такого рода молитвами, в любое время,
по мере продвижения в добродетели и
сообразно мыслям, которые воодушевляют
нас к благочестию.
Эти молитвы
называются «забрасывающими молитвами»,
от латинского слова «дротиковые, меткие»,
потому что они подобны стрелам, которые
мы пускаем в небо; они являются
чудодейственной силой для побуждения
нас к совершенству и прикосновения к
Божественному сердцу, при условии,
однако же, что они сопровождаются двумя
вещами, которые служат им, в некотором
роде, крыльями.
Первое: это глубокое
убеждение в том, что Богу приятно видеть
нашу душу практикующую добродетель!
Второе: это истинное
и горячее желание к обретению этого, с
одной единственной целью - насладить
его Божественное Величие!
Комментариев нет:
Отправить комментарий