среда, 13 марта 2019 г.

Л.С."Б.Д." - 33.


Глава 33.
Несколько советов для преодоления дурных наклонностей и для продвижения к добродетели.


Хотя я уже много сказывал вам о способах преодоления себя и о развитии вашей души христианскими добродетелями, однако есть у меня всё же ещё несколько советов.

Во-первых, если желаете добиться успехов в добродетели, тогда хорошенько следите, чтобы иметь для духовных упражнений один подход, можно сказать трафаретный, который закрепляет одно упражнение на такой день, а другое — на этакий.

Порядок работы в духовной борьбе и во всём упражнении состоит в том, чтобы тотчас сражаться со страстями, которые наиболее докучают вам сейчас и которые всё ещё доставляют вам каждый день наибольший ущерб, и поэтому, насколько это возможно, приобретать добродетели, которые именно этим страстям противостоят.

Один раз овладев такими добродетелями вы получите тысячу возможностей приобрести и другие. Вам достанутся они легче и без необходимости многократных повторений, так как добродетели столь тесно связаны между собой, что достаточно одной добродетели прочно обосноваться в нашем сердце, как вскоре она станет привлекать все остальные.

Во-вторых, никогда не определяйте время, которое вы желаете посвятить приобретению добродетели. Не устанавливайте сроки: ни дни, ни недели, ни годы, но, наоборот, действуйте так, как-будто вы всё ещё находитесь на первых ступенях, и как новобранец обязаны непримиримо сражаться и взбираться на вершины мастерства.

Никогда не останавливайтесь ни на миг на пути добродетели и совершенства, потому что остановиться — это не передохнуть и набраться сил, остановиться - это отступать и ослабевать всё больше и больше.

Под словами об остановке, я понимаю уверенность человека в том, что им уже достигнуто совершенство, когда он пренебрегает возможностями для новых добрых действий и не страшится невидимого зла.

Следовательно, будьте старательными и усердными, всегда готовыми использовать малейшую возможность для духовного поступка. Полюбите всякую возможность продвинуться в святости; особенно такую, которая представляется особенно трудной, потому что большие усилия по преодолению препятствий быстрее формируют добрые наклонности и сильнее укореняются в нашей душе. Так что дорожите теми, кто доставляет вам такие возможности, но при этом избегайте и спешно бросайте всё то, что может дать повод для искушений тела.

В-третьих, будьте осторожны и сдержаны в отношении практик, которые могут повлиять на ваше здоровье, например, самобичевание, грубые одежды, голодание, медитация и другие умерщвления подобного рода; мы должны применять такие упражнения понемногу и постепенно, о чём мы поговорим позже.

Что же касается чисто внутренних добродетелей, таких как Божья любовь, презрение к миру, смирение, ненависть к страстям и ко греху, кротость и терпение, любовь к ближнему и ко врагам, то не старайтесь приобрести их понемногу и подниматься в них постепенно, но действуйте со всевозможной полнотой.
В-четвёртых, это то, что все мысли вашей души, все желания вашего сердца и все ваши волеизъявления должны иметь только одну цель: победить страсть с которой вы боретесь и приобрести обратную ей добродетель. Пусть именно это станет всем вашим миром, небом и землёй; не ищите иных ценностей, а выполняйте всё для того, чтобы угодить Богу.

Кушаете или поститесь, работаете или отдыхаете, бодрствуете или спите, пребываете ли у себя или выходите, совершенствуетесь в набожности, а может выполняете ручную работу, вашей единственной целью должно стать преодоление этой страсти и приобретение противоположной ей добродетели.

В-пятых, старайтесь в целом не любить удобства себе и прелести жизни, и вы не будете слабы в борьбе с пороками, всё удовольствие которых в этом корне. Отрежьте ненавистью к своему «я» этот проклятый корень и все ваши пороки потеряют свою крепость и силу.

Но, если в то время, пока вы ведёте борьбу с пороком и сопротивляетесь соблазнам одного удовольствия, тут же прилепляетесь вы к другим удовольствиям под предлогом того, что они являются сейчас незначительным прегрешением, то борьба ваша будет жестокой и кровавой, а победа - сомнительной и редкой. Поэтому, всегда имейте в уме такие предложения Писания:

«Тот, кто любит душу свою — погубит её, а тот, кто ненавидит душу свою в этом мире, сохранит её для жизни вечной» (Ин:12.25).

«Братья мои, мы не должники плоти, чтобы жить согласно плоти; ибо если будем жить согласно плоти, то умрем; но если Духом будем умерщвлять действия плоти, то будем жить» (Рим: 8.13).

В-шестых, наконец, - я заверяю вас, что полезно, а иногда просто необходимо, ранее всего действие полного покаяния, сопровождающее вас во всех ситуациях, чтобы лучше закрепиться в дружбе того, кто является источником всех милостей и автором всех побед.

Комментариев нет:

Отправить комментарий