Глава 33.
Несколько
советов для преодоления дурных
наклонностей и для продвижения к
добродетели.
Хотя я уже много сказывал вам о способах
преодоления себя и о развитии вашей
души христианскими добродетелями,
однако есть у меня всё же ещё несколько
советов.
Во-первых, если желаете добиться успехов
в добродетели, тогда хорошенько следите,
чтобы иметь для духовных упражнений
один подход, можно сказать трафаретный,
который закрепляет одно упражнение на
такой день, а другое — на этакий.
Порядок работы в духовной борьбе и во
всём упражнении состоит в том, чтобы
тотчас сражаться со страстями, которые
наиболее докучают вам сейчас и которые
всё ещё доставляют вам каждый день
наибольший ущерб, и поэтому, насколько
это возможно, приобретать добродетели,
которые именно этим страстям противостоят.
Один раз овладев такими добродетелями
вы получите тысячу возможностей
приобрести и другие. Вам достанутся они
легче и без необходимости многократных
повторений, так как добродетели столь
тесно связаны между собой, что достаточно
одной добродетели прочно обосноваться
в нашем сердце, как вскоре она станет
привлекать все остальные.
Во-вторых, никогда не определяйте время,
которое вы желаете посвятить приобретению
добродетели. Не устанавливайте сроки:
ни дни, ни недели, ни годы, но, наоборот,
действуйте так, как-будто вы всё ещё
находитесь на первых ступенях, и как
новобранец обязаны непримиримо сражаться
и взбираться на вершины мастерства.
Никогда не останавливайтесь ни на миг
на пути добродетели и совершенства,
потому что остановиться — это не
передохнуть и набраться сил, остановиться
- это отступать и ослабевать всё больше
и больше.
Под словами об остановке, я понимаю
уверенность человека в том, что им уже
достигнуто совершенство, когда он
пренебрегает возможностями для новых
добрых действий и не страшится невидимого
зла.
Следовательно, будьте старательными и
усердными, всегда готовыми использовать
малейшую возможность для духовного
поступка. Полюбите всякую возможность
продвинуться в святости; особенно такую,
которая представляется особенно трудной,
потому что большие усилия по преодолению
препятствий быстрее формируют добрые
наклонности и сильнее укореняются в
нашей душе. Так что дорожите теми, кто
доставляет вам такие возможности, но
при этом избегайте и спешно бросайте
всё то, что может дать повод для искушений
тела.
В-третьих, будьте осторожны и сдержаны
в отношении практик, которые могут
повлиять на ваше здоровье, например,
самобичевание, грубые одежды, голодание,
медитация и другие умерщвления подобного
рода; мы должны применять такие упражнения
понемногу и постепенно, о чём мы поговорим
позже.
Что же касается чисто внутренних
добродетелей, таких как Божья любовь,
презрение к миру, смирение, ненависть
к страстям и ко греху, кротость и терпение,
любовь к ближнему и ко врагам, то не
старайтесь приобрести их понемногу и
подниматься в них постепенно, но
действуйте со всевозможной полнотой.
В-четвёртых, это то, что все мысли вашей
души, все желания вашего сердца и все
ваши волеизъявления должны иметь только
одну цель: победить страсть с которой
вы боретесь и приобрести обратную ей
добродетель. Пусть именно это станет
всем вашим миром, небом и землёй; не
ищите иных ценностей, а выполняйте всё
для того, чтобы угодить Богу.
Кушаете или поститесь, работаете или
отдыхаете, бодрствуете или спите,
пребываете ли у себя или выходите,
совершенствуетесь в набожности, а может
выполняете ручную работу, вашей
единственной целью должно стать
преодоление этой страсти и приобретение
противоположной ей добродетели.
В-пятых, старайтесь в целом не любить
удобства себе и прелести жизни, и вы не
будете слабы в борьбе с пороками, всё
удовольствие которых в этом корне.
Отрежьте ненавистью к своему «я» этот
проклятый корень и все ваши пороки
потеряют свою крепость и силу.
Но, если в то время, пока вы ведёте борьбу
с пороком и сопротивляетесь соблазнам
одного удовольствия, тут же прилепляетесь
вы к другим удовольствиям под предлогом
того, что они являются сейчас незначительным
прегрешением, то борьба ваша будет
жестокой и кровавой, а победа - сомнительной
и редкой. Поэтому, всегда имейте в уме
такие предложения Писания:
«Тот, кто любит душу свою — погубит её,
а тот, кто ненавидит душу свою в этом
мире, сохранит её для жизни вечной»
(Ин:12.25).
«Братья мои, мы не должники плоти, чтобы
жить согласно плоти; ибо если будем жить
согласно плоти, то умрем; но если Духом
будем умерщвлять действия плоти, то
будем жить» (Рим: 8.13).
В-шестых, наконец, - я заверяю вас, что
полезно, а иногда просто необходимо,
ранее всего действие полного покаяния,
сопровождающее вас во всех ситуациях,
чтобы лучше закрепиться в дружбе того,
кто является источником всех милостей
и автором всех побед.
Комментариев нет:
Отправить комментарий