Глава 38.
О том, что
нужно искать возможности упражняться
в добродетели, и встречать их с радостью,
тем большей, чем больше трудностей
предполагают эти возможности.
Совершенно недостаточно просто не
избегать возможностей упражняться в
добродетели; иногда необходимо искать
эти возможности как бесценное преимущество,
встречать их с радостью от того, что они
представляются нам, и рассматривать их
как более ценные и достойные любви по
сравнению с теми возможностями, которые
нравятся нашим чувствам.
Вы достигнете этого с Божьей благодатью,
если глубоко запечатлеете в своём уме
следующие соображения.
Во-первых, сами возможности являются в
высшей степени полезными, а также
необходимы для достижения добродетелей.
Поэтому испрашивая у Господа одних
добродетелей, вы обязательно выпросите
и других; иначе ваша мольба будет
бесполезной, вы будете в противоречии
с самими собой и вы искусите Господа,
поскольку, согласно обычному ходу вещей,
Бог не дает терпение без скорби, а
смирение без бесчестия.
То же самое можно сказать обо всех других
добродетелях. Бесспорно, что они
приобретаются посредством невзгод,
которые приходят к нам.
Эти несчастья тем более полезны для
нас, и как следствие должны быть более
дороги и приятны нам, чем более они
трудны по своей природе; ибо действия,
которые мы производим в этих возможностях,
являются более благородными и более
сильными, и, из-за этого, более действенными
по отношению к нам — продвигаться с
быстротой и решительностью по пути
совершенства.
Необходимо ценить и использовать
малейшую возможность, любой взгляд или
слово против вашего желания, потому
что, если эти действия и имеют меньшую
интенсивностью, зато они имеют большую
частоту, чем те, которые происходят при
самых важных обстоятельствах.
Второе соображение, уже затронутое
выше, в том, что все несчастные случаи,
которые с нами случаются, посланы нам
Богом для нашего же блага, так, чтобы мы
извлекли из это пользу. И хотя среди
этих несчастных случаев есть те, которые
нельзя приписать Богу, например, наши
огрехи направленные к ближнему, что не
соотносится с Божественным провидением,
- правда в том, что они всё равно приходят
от Бога, в том смысле, что Бог попускает
их: имея власть воспрепятствовать, чего
не делает.
Но скорби и наказания, которые мы получаем
по своей вине или по злобе других, не
являются причиной для утверждения, что
они пришли не от Бога и посланы не Богом;
так как Бог им способствует и всё, что
делается, не делается без Его желания;
поскольку Он видит крайнее безобразие,
отвратительное в Его глазах, но хочет,
чтобы мы выдержали испытания по причине
духовной выгоды, которую мы можем
получить, или по другим справедливым
соображениям, которые скрыты от нас.
И если мы совершенно уверены в том, что
Господь хочет, чтобы мы сносили с радостью
горести, которые доставляются ближним
или нашими личными проступками, то нужно
по-настоящему признать, что говорить,
как говорят многие для собственного
оправдания, что Бог не хочет, чтобы мы
были наказаны, - это искать бесполезный
предлог скрыть свои собственные ошибки
и отвергнуть крест, о котором знаем, что
мы должны его нести, чтобы угодить
Господу.
Я пойду дальше и посмею утверждать, что,
при прочих равных возможностях, Господу
предпочтительнее видеть нас выдерживающими
испытания, причина которых в злобе
людей, главным образом тех, которые нас
принуждают, чем тех, которые приходят
из-за других прискорбных ситуаций.
Причина в том, что первые обыкновенно
имеют больше сил для того, чтобы победить
нашу естественную гордость; а кроме
того, выдерживая их с радостью, мы
необыкновенно наслаждаем и славим
Господа, поскольку мы соединяемся с ним
в работе, которая всё более разносится
в своей невыразимой доброте и в своём
всемогуществе, вытравливая ядовитость
злобы и греха драгоценным и сладчайшим
плодом добродетели и святости.
Знай же, христианская душа, что как
только Бог обнаружит в нас живое желание
смело приступить к работе и приложить
все свои усилия на этом славном поприще,
Он подготовит нам чашу огромных искушений
и жестоких испытаний, чтобы преподнести
её нам в своё время. А мы сами, если будем
стремиться к Его любви и к своему
настоящему благу, то познаем любовь, а
к нашему собственному благу, мы познаем
принятие, с добрым сердцем и закрытыми
глазами, чаши, которая нам предложена
— испить до дна, с верой и бдением;
поскольку это лекарство, и состав
наиболее горький для нашего неба.
Комментариев нет:
Отправить комментарий