Глава
1.
В
чём состоит христианское совершенство;
что оно требует борьбы для приобретения
его; и четыре вещи
необходимые в этой борьбе.
Если вы желаете,
о христианская душа, достичь вершины
совершенства и присоединиться настолько
близко к Богу, чтобы стать с Ним одного
Духа, необходимо вам для того, чтобы
добиться успешного завершения этого
дела, наиболее великого и наиболее
благородного из всех возможных дел, так
вот, необходимо вам, чтобы мы знали в
чём состоит истинная и совершенная
духовность.
Некоторые люди
(чаще мужчины) не представляют себе
жизнь духовную снаружи, и полагают её
исключительно в аскетизме, сокрушении
тела, власяницах, истязаниях, длительных
бдениях, постах и других подобных
умервщлениях.
Другие, чаще
женщины, представляют себе, что они
достигнут высокой степени совершенства,
когда для них станет привычным читать
много молитв, приобщаться к священнодействиям,
присутствовать на богослужениях, часто
посещать святые места и постоянно
причащаться у святого Престола.
И напоследок, ещё
одни, среди которых есть задействованные
в религиозной жизни, верят, что для того,
чтобы быть совершенным, достаточно быть
прилежным в общих песенных богослужениях,
любить уединение и тишину, и соблюдать
предписания устава.
Таким образом,
одни определяют совершенство в одних
занятиях, другие — в других, но несомненно
одно, что все ошибаются.
Действительно,
внешние действия — это средства
приобретения, не более; но нельзя сказать,
что они составляют христианское
совершенство и истинную духовность.
Да, они являются
мощными средствами приобретения
святости; помогая мудро и незаметно,
они чудесным образом укрепляют нас
против зла и слабостей нашей природы,
чтобы отражать атаки и избегать козней
общего врага, и чтобы получать помощь
от Бога, так необходимую праведным, и
тем более начинающим.
Более того, внешние
действия являются скорее плодами уже
приобретенной святости. Личности,
продвигающиеся к совершенству, наказывают
свои тела в назидание за прошлые
возмущения и для того, чтобы удерживать
их в полном повиновении по постановлениям
своего Создателя. Такие люди живут в
уединении и тишине, чтобы избежать
малейших проступков и разговаривать
только с небесами; они прилежны в
богослужениях и в благочестивых делах;
они предаются молитве, они созерцают
жизнь и страдания нашего Господа, но не
из-за пытливого разума или любви к
чувственным утешениям, а с желанием
лучше постичь своё собственное зло и
бесконечное милосердие Бога; стремясь
вызывать в себе всё большую любовь к
Господу при ненависти к самим себе, и
ходить путями Сына Божьего с полным
самоотречением, и крест на плечи; они
часто посещают таинства с единственной
целью почитания величия Бога, более
тесного соединения с Ним и укрепления
против искушений врага.
Насколько это
противоположно поведению людей, которые
всё построение своего совершенства
полагают во внешней работе!
Эти работы, сами
по себе будучи святыми, при неправильном
применении их, могут стать поводом для
возможной гибели этих людей и причиной
еще большего углубления видимых
недостатков. Поглощенные исключительно
такой религиозной практикой, они уступают
свои сердца склонностям естества и
козням дьявола. Дух зла, видя, что они
отдаляются от правильного пути,
подталкивает их продолжать привычные
занятия и блуждать по прихоти своих
тщеславных мыслей среди райских
наслаждений, где они думают наслаждаться
в компании ангелов присутствием Самого
Бога! Они порой оказываются погруженными
в представления полные мыслей возвышенных,
интересных и приятных, и, забывая мир и
творения, они перемещаются в воображении
своём на третье небо.
Но стоит только
рассмотреть их поведение, то сразу
станет видно, насколько велика их ошибка
и насколько они удалились от совершенства,
которое мы ищем. Во всём, в больших, равно
как и в малых делах, они желают быть
предпочтительнее других; ведомые своим
достоинством, они упрямо стоят на своей
точке зрения; слепые к своим собственным
недостаткам, они одновременно внимательны
к действиям других для выяснений и
критики.
А если что-то хоть
немного посягает на их доброе мнение о
себе, которое они имеют и которым они
любят делиться с другими, и если что-то
побуждает их оставить установленные
«благочестия», к которым они привыкли,
в тот же миг они теряются и тревожатся
сверх меры.
Это Господь, чтобы
научить их познать самих себя и указать
им истинный путь к совершенству, попускает
им невзгоды и болезни; это Он позволяет
(ибо ничто не происходит здесь, внизу,
без Его приказа или позволения), это Он
позволяет, повторяю я, чтобы проблемы,
как момент истины настоящего Богопочитания,
атаковали их индивидуальность и тотчас
обнажали перед всеми яму их сердца, и
гордость, которая подкупала их быть на
виду.
В испытаниях, как и в счастливых событиях жизни, они не
знают, что это такое покориться воле
Божьей, что такое смириться под Его
крепкой рукой, подчиниться Его справедливым
и неисповедимым решениям, что такое
опустить себя на самое дно творений по
примеру Сына Его, страдающего и смиренного;
что такое любить своих преследователей,
как будто они инструменты, которые
специально сокращают ваше божественное
благо, чтобы осадить плоть и способствовать
вашему совершенству и спасению.
Отсюда, для таких
людей всегда существует опасность быть
в заблуждении. Осматривая самих себя
глазами помутненными самолюбием, и не
замечая никакого превознесения в самих
себе и в своих действиях, они воображают,
что они здорово продвинулись к
совершенству, и судят других с вершины
гордости своей так уверенно, что для
обращения их вспять нужно лишь чудо
благодати.
Исследование
заключается в том, чтобы доказать, что
проще вернуть на прямой путь грешника
отъявленного, чем грешника, который
маскирует себя и укрывает себя мантией
кажущихся добродетелей.
Теперь вы понимаете,
о христианская душа, что духовная жизнь
не заключается во внешних практиках, о
которых нам пришлось говорить. Так в
чём же состоит она?
Она состоит в
познании величия Бога и нашего собственного
«ничто», в любви к Господу и ненависти
к самим себе;
в покорности духу
Божьему и творениям, ради любви к Богу;
в совершенном
самоотречении от нашей воли и полного
смирения пред Его высочайшими указами.
Тем не менее,
необходимо, чтобы мы практиковали все
эти добродетели исключительно для славы
Божьей и с целью понравиться Ему, с
единственным соображением, что Ему
нужно и достойно быть любимым и
обслуживаться именно таким образом.
Таков закон любви,
запечатлеваемый рукой Самого Бога в
сердцах Его верных слуг; таково
самоотречение, которое закон требует
от нас; такова приятная зависимость и
легкая ноша, которую мы приглашены
принять себе на плечи; таково послушание,
которому мы обучаемся Его словом и
примером.
Если же вы хотите
достичь вершины совершенства, то должны
делать постоянное насилие над собой,
чтобы великодушно укрощать и свести к
нулю все плохие наклонности вашего
сердца, такие незначительные, как вам
кажется. Вам нужно с рвением готовиться
с к борьбе, потому что удостаиваются
только храбрые бойцы.
Учтите,
что если нет места всё
более жестокой войне, ввиду того, что в
сражении с самим собой вы обнаруживаете
самого же себя противником, - не будет
места также и большей
победе более приятной Богу и большей
славы победителю. Если вы имеете смелость
попирать и умерщвлять все ваши необузданные
аппетиты, страсти и малейшие пожелания,
вы станете более приятны Богу и ответите
Ему большим уважением, чем, если оставите
существовать, по вашему собственному
усмотрению, одно
или другое
ваше увлечение;
вы
обретёте «повиновение в крови»
в отличии
от повиновения, приобретенного
исключительно постом,
даже если он более
строгий,
чем у древних затворников и отшельников,
или, если вы сугубо
обращаете
тысячи грешников.
Действительно,
если рассматривать вещи
сами по себе, то
Бог становится гораздо
большим в состоянии обращения одной
души, чем в состоянии умерщвления одной
страсти, но всё
же всегда остается верной
ваша главная задача
— это быть
в желании
и в исполнении
того,
о чём Бог
просит
лично вас.
Или того, о чём Бог просит
вас прежде всего — чтобы
вы мужественно трудились уничижая
ваши пристрастия.
Эта работа обеспечивает
Ему большую славу, чем самая важная
внешняя деятельность, которую вы
исполняете с сердцем подчинённым
пристрастию.
Теперь,
когда вы знаете в чём заключается
христианское совершенство и на какую
ожесточённую войну вам нужно решиться
для достижения цели, вам остаётся
вооружиться четырьмя вещами, которые
являются надёжным оружием необходимым
для того, кто хочет одержать победу и
выйти победителем в духовной борьбе.
Вот эти четыре безотказные средства:
- недоверие
к самим себе;
- вера в Бога;
- хорошее использование
наших возможностей;
- упражнение в
молитве.
Попробуем,
вместе с благосклонностью Бога, поговорить
об этом коротко и ясно в
следующих главах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий