суббота, 16 декабря 2017 г.

Л.С."Б.Д." - 10

Глава 10.
О тренировке воли, и об окончании, которое мы должны иметь целью во всех наших действиях, как внешних, так и внутренних.


После изучения того, как правильно пользоваться вам своим рассудком, осталось упорядочить вам свою волю, отделить свои собственные желания, чтобы вернуть её в полное соответствие с волей Бога.

Снова и снова отметьте, что недостаточно желать и делать те вещи, которые вы считаете более приятными для Бога; вместе с этим вы должны желать их и делать их побуждаемые благодатью, и с единственной целью угодить Господу.

В этом особенно, ещё более, чем в прежней борьбе, мы должны бороться против нашей природы.

Всегда занятая собственно собой, она мечтает во всех вещах, иногда в делах духовных даже более, чем в других, только о своём собственном удобстве и о своём удовлетворении.
Она, в некотором смысле, из всего получает свою пищу и жадно набрасывается, как на блюдо, которое не внушает ей никакого опасения. Следовательно, любое предложенное нам действие мы рассматриваем и желаем, не побуждаемые волей Божьей и не с намерением Ему угодить, а ради удовольствия и удовлетворения, которые мы ищем в пожелании того, что Бог допустил.

Обмануться в этом месте настолько же более просто, насколько лучше собой объект наших желаний. Самолюбие ищет как проникнуть во всё, вплоть до нашего желания соединиться с Богом. Формируя это желание мы часто берём во внимание наш интерес и наше удовольствие даже больше, чем волю Божью, и забываем, что это сам Бог обязывает и требует «быть любимым», чтобы желали и служили исключительно ради славы Его.

Чтобы избежать вам этой ловушки, которая не позволит продвинуться на пути к совершенству, и чтобы вам привыкнуть ничего не желать и ничего не делать, как только под импульсом благодати, и с одной только целью почитания и удовлетворения Того, Кто намеревается стать принципом и единственной целью всех наших действий и всех наших мыслей, - вот средство, которое вы должны усвоить.

Когда представляется возможность выполнить какую-либо хорошую работу, дождитесь, чтобы вы внесли в неё правило, что вы сначала должны поднять ум ваш к Богу, чтобы убедиться, что это Он хочет, чтобы вы это сделали, и что вы сами не желаете того, чтобы ради себя прийти в соответствие с Его волей и стать Ему приятными.

Ваша воля, таким образом вызванная и привлечённая Богом, легко приложится к воле того, что хочет Бог, потому что Он хочет исключительно с целью доброй воли Своей и славы Своей.

Действуйте с таким же вниманием в делах, которые Бог не желает; не отвергайте их до тех пор, пока не установятся глаза вашего разума на такой же воле Бога, которая желает, чтобы вы отбросили их с целью угодить Ему.

Однако же, следует отметить, что природа имеет тысячу уловок, чтобы ввести нас в заблуждение. В поисках своего, она убеждает нас, что мы действуем с целью угодить Богу, в то время как на самом деле мы имеем целью любые другие вещи.
Получается, что то, что мы приемлем или отвергаем по чистой выгоде своей, зачастую принимается нами как «охотно принятое» или «с негодованием отвергнутое» с целью угодить Богу или в страхе Ему не понравиться. Для этой столь опасной иллюзии существует одно, основное, радикальное средство — чистота сердца. Оно заключается в том, чтобы мы сбросили с себя облачение ветхого человека и оделись в новое. Это, как видно, - цель, к которой нас должны вести все наши усилия в духовной борьбе.

Но для того, чтобы вам не слишком много предпринимать сразу же, вот средство, которое я предлагаю, когда вы всё ещё полны самих себя. В начале ваших действий старайтесь сбросить с себя свою личину, насколько это возможно, в любом соединении, где заподозрите, что есть связь с человеческим фактором, и ничего не желайте, ничего не принимайте, ничего не отвергайте пока в этом вы не ощутите отталкивание или притяжение с единственным мотивом - по воле Божьей.

Если во всех ваших действиях, а особенно в сиюминутных внутренних движениях души и внешних поступках, вы не можете всегда ощущать своевременного влияния этого мотива («как Бог хочет?!»), то сделайте по крайней мере так, чтобы это находилось в потенциале в каждом вашем действии при сохранении общего намерения «делать всё в угоду Господу». Но в действиях, которые продолжительны, не достаточно возбудить в себе этот мотив («как Бог хочет») в тот момент, когда вы входите в работу; он должен часто обновляться и быть активным до конца (на теле намерения «угодить Богу»). В противном случае вы рискуете быть пойманными в ловушку самолюбия. Всегда есть склонность более сваливаться вниз к самим себе («ведь это я угождаю!»), чем возвышаться к Богу. Самолюбие пользуется моментом передышки, который мы ему предоставляем, чтобы незаметно изменить нам намерение и объект.

Христианин, который в этом отношении недостаточно бдителен, хоть он и истинный христианин, начинает все действия с одной единственной целью — угодить Богу. Но мало-помалу, как-будто без его ведома, он поддаётся чувству тщеславия, так сильно, что позабыв о воле божественной, он отвлекается от неё, чтобы соединиться с удовольствием , которое он нашёл в своей собственной работе и в пользе или в почёте, которые он может извлечь. Если Бог Сам посылает ему немощь, какие-нибудь помехи и препятствия, которые мешают ему продолжать свою работу, он впадает в беспокойство и растерянность; он сетует то на это, то на то пока не приходит к тому, чтобы жаловаться самому Богу.

В этом явное доказательство того, что его намерение не было направлено исключительно к Богу, но оно происходило из испорченного корня и развращённой глубины. Тот, кто действительно следует импульсу благодати и действует с целью угодить Богу, не имеет никаких предпочтений. Он хочет только того, что хочет Бог, в том виде и в то время, когда Ему это нравится. Каким бы ни был исход любой его затеи, он счастлив и спокоен. В любом случае он приходит к конечной цели, которая была предложена с самого начала: исполнение божественной воли.

Итак, поддерживайте свою сосредоточенность и будьте внимательны, чтобы привести все ваши действия к окончанию столь благородному и столь совершенному.
И если, иногда, расположение вашей души настраивает вас делать добро с целью избежать наказаний ада, к этому вы сможете предложить ещё конечную цель - стремление угодить Господу и удовлетворить желание, которое Он! должен видеть у вас, - избежать ада и войти в Его царство. Нет понимания, что этот мотив содержит в себе силу и добродетель. Самое скромное действие, сделанное с единственной целью угодить Богу и доставить славу Ему, бесконечно превосходит самые важные работы сделанные с другой целью.

Это так, как милостыня в один грош, сделанная с единственной целью угодить Его Божественному Величию, более приятна Господу, чем отказ от огромного состояния, сделанный с целью такой хорошей, однако же, и такой желательной — доставить таким образом себе наслаждение вечными благами.

Такая практика — делать все наши действия с целью угодить Богу может сначала показаться вам трудной; но в постоянном применении вы сделаете её лёгкой и простой. Для этого обращайте к Богу желания и привязанности своего сердца; стремитесь к Нему как к своему величайшему и единственному сокровищу, как к бесконечно совершенному добру, достойному, благодаря своему совершенству, быть востребованным, служащим и безраздельно любимым всеми творениями.

Чем больше наш разум старается рассматривать бесконечные звания, которые Бог представляет для наших похвал и нашей любви, тем больше в нашем желании эти привязанности становятся нежными и частыми, и таким образом, более быстро и более легко сформируется у нас привычка сообщать о всех наших действиях Богу.


Я добавляю последний штрих. Чтобы получить эту несравненную благодать — просите у Бога!.. настойчиво, и часто рассматривайте благодеяния, без числа, которыми Он одарил вас, и которые Он дарует вам ежедневно без какой-либо пользы для Себя, а посредством чистой Своей любви.

Комментариев нет:

Отправить комментарий