суббота, 30 декабря 2017 г.

Л.С."Б.Д." - 13.

Глава 13.
Какими способами нужно противостоять чувственности и какие действия должна совершить воля, чтобы приобрести навыки добродетели.


Когда вы ощутите столкновение между волей Бога и чувственным позывом за обладание вашим расположением, вы должны, для победы вашего «божественного желания», приложить следующие средства:
- Как только у вас возникнут движения «чувственного желания» , противопоставьте им сильное сопротивление, сразу же, пока они не увлекли вслед за собой «высшее желание» (желание разума).
- Эти первые движения успокоившись, пробудите в себе, чтобы подавить их с ещё большей силой и крепостью.
- Спровоцируйте их затем на третий бой, чтобы приучать себя отвергать их с ужасом и презрением.
Эти два последних средства являются превосходными для укрощения беспорядочно возникающих позывов, но не плотских страстей, которые мы обговорим в другом месте.
- Наконец, произведите действия, которые противоположны преодолеваемым страстям.

Пример прояснит мою мысль.

Вы склонны, я полагаю, к движениям нетерпимости... Если вы правильно сосредоточены на себе и внимательны к тому, что происходит у вас внутри, вы заметите, что эти движения беспрерывно атакуют «высшее желание», чтобы склонить его и добиться согласия.

В таком случае используйте первое средство, указанное нами: противопоставьте каждому такому движению своё упорное сопротивление и соберите все ваши усилия, чтобы препятствовать желанию разума дать на это своё согласие. Не отказывайтесь от борьбы прежде, чем неприятель, сбитый и сражённый, не сдаст вам оружия.

Но заметьте хитрость дьявола. Когда он видит, что мы смело сопротивляемся движению какой-либо страсти, то прекращает возбуждать их в нас, и даже стремится успокоить их. Он хочет, препятствуя приобретению с помощью этого упражнения, чтобы мы привыкли к противоположному добродетели; а нас сбросить к ловушкам незаслуженной славы и гордости, подстрекая нас к тому, в чём мы не нуждаемся, как доблестные солдаты, которые настойчивы в одном — повергнуть врага к ногам своим.

Перейдите же к второму виду борьбы: призовите к вашей памяти и возбудите в вас самих мысли, которые побудили вас к нетерпимости, и когда вы ощутите волнение захватывающее чувственную сторону, то подавите эти воздействия с удвоенной силой и крепостью.

Хотя мы отбиваемся от наших врагов с целью преуспеть и воздаём должное Богу, тем не менее верно и то, что мы не имеем для них всей ненависти, которую они заслуживают, и поэтому рискуем подвергаться всё новым и новым атакам.

Для того, чтобы избежать этой опасности, нужно предпринять третий штурм вражеских сил, и гнать их далеко от себя не только с чувством неприязни, но и с высшим презрением, вплоть до того, пока они не перестанут быть для вас фронтом противостояния и отвращения.

Наконец, чтобы украсить и обогатить вашу душу привычками добродетелей, нужно произвести внутренние действия прямо противоположные вашим беспорядочным страстям.

Вы желаете, например, приобрести привычку терпения, - и тогда символ презрения, который даётся вам, зарождается в вас действием нетерпимости. Не думайте, что вам достаточно взять три средства, на которые я указал чуть выше; нет, кроме этого нужно полюбить оскорбление, которое вам наносят, желать частого презрения... в одной и той же форме и одним и тем же человеком, и вы приобретёте опыт терпеть ещё большие обиды.

Для того, чтобы мы достигли совершенства необходимо полагаться на действия добродетели, противоположной как раз тому пороку, который осаждает нас; исходит это из того, что другие действия, даже серьёзные и даже многочисленные, не имеют силы вырвать из нас именно этот корень зла.

Не будем выходить за рамки нашего примера. Хотя мы не позволяем себе согласиться с любыми движениями нетерпимости, которые возбуждаются нашими обидами, так, что даже используем три вышеупомянутых средства для укрощения их, всё же верно и то, что мы, при недостаточной привычке к частым и повторным противодействиям, никогда не сможем полностью избавиться от порока нетерпимости, корень которого в страхе перед всем тем, что идёт вразрез с необходимостью уважения, которую мы так естественно ощущаем в себе.

До тех пор, пока этот порочный корень остаётся живым в нашем сердце, он постоянно будет давать отростки, что делает добродетель бессильной, а иногда и прекращает её, чтобы задушить навсегда, и это без учёта того, что он постоянно сохраняет для нас опасность падения при первой возможности.

Из этого следует, что если мы не предпримем действий точно противоположных порокам, с которыми мы желаем бороться, мы никогда не приобретём крепкой привычки к добродетелям. Необходимо также, чтобы эти действия часто повторялись. Привычка к пороку сформировалась у нас посредством многих порочных действий: следовательно, нужны многие действия для того, чтобы искоренить её из нашего сердца и внедрить в него привычку к добродетели.

Я пойду дальше и скажу, что, для формирования в нас привычки к добродетели, хороших действий должно быть больше, чем действий плохих, при сотворении привычки к пороку, поскольку рассудок, развращённый нашим естеством, потворствует последней привычке и идёт вразрез с первой.

Я добавлю к прежним наблюдениям, что если добродетель, в которой вы упражняетесь допускает это, то вы должны объединить соответствующие внутренние действия и внешние действия.

Таким образом, всегда придерживаясь того же самого примера: вы должны отвечать добром и милосердием тем, кто обижает вас, и использовать любую имеющуюся возможность, чтобы услужить им.

Столь слабые, как вам кажется, эти внутренние и внешние действия, так, что даже ваше желание представляется не участвующим в этом, - всё же остерегайтесь прекращать их: несмотря на очевидную слабость этих действий, они поддержат вас в борьбе и упростят путь к победе.

Будьте внимательны к тому, что происходит внутри вас и старайтесь бороться с малейшими мятежными движениями, которые вам раскроются. Малые страсти прокладывают путь большим, и их порочные привычки конце концов захватывают нашу душу.

Насколько затихает сопротивление самым незначительным атакам страсти, которые должны быть отражены жесточайшим образом, настолько, я скажу, последующие атаки становятся всё более сильными; в момент, когда о них меньше всего думают, они поражают наиболее губительно.

Ещё я посоветую вам умерщвлять ваши желания даже в допустимых вещах. Это умерщвление принесёт вам большие преимущества, и вы более легко и более быстро придёте к победе над самими собой в вещах запрещённых. Вы станете более сильными и более закалёнными в борьбе, которую вы ведёте против ваших соблазнов; вы избежите всевозможные ловушки дьявола, и в то же время, вы сделаете приятное Господу.

Позвольте мне сказать вам определённо. Если вы будете настойчивы в этих упражнениях: столь спасительных, столь способных преобразовать вашу внутренность и победить вам самих себя, то я обещаю, что вы продвинетесь очень сильно на пути к совершенству, и что вы станете духовным по-настоящему, а не только по названию.

Но, если вы проложите себе иной путь, если вы выберете другие практики, некие замечательные, как это вам кажется, некие сладостные, удовлетворяющие вас, даже если вы будете убеждены, что у вас неразрывная связь с Богом и душевная беседа с Ним, то будьте уверены, что вы никогда не приобретёте истинную духовность. Совершенство, о котором я говорил вам в первой главе, основано не на практиках, которые очаровывают и угождают нашему естеству, а на упражнениях, которые придают кресту естество и все его привязанности. Именно этим приобретаются добродетели и внутренне обновлённый человек соединяется со своим распятым Спасителем и своим божественным Создателем.

Если ясно всем, что порочные привычки формируются повторяющимися уступками со стороны высшего желания в пользу чувственных желаний, не менее очевидно то, что святые привычки приобретаются многократным повторением соответствующих действий божественного желания, которое призывает применять то одну добродетель, то другую.

Подобно тому, как желание разума, несмотря на яростные атаки, которым оно подвергается со стороны чувств и страстей, не может стать рабом порока и плотских желаний, пока оно не подвергнется искушению, - также, не может некая сила, как действие благодати, стать действительно добродетельной и объединённой с Богом, пока она не сообразуется своим внутренним действиям, а, по необходимости, и своим действиям внешним, по вдохновению божественной благодати.



Комментариев нет:

Отправить комментарий