суббота, 16 декабря 2017 г.

Л.С."Б.Д." - 7, 8

Глава 7.
Правильное использование (обретённого) преимущества, и прежде всего, о том, что нужно содержать разум в заботе против невежества и любопытства.


Однако, если недоверие к самим себе и доверие к Богу будет единственным нашим оружием в этой борьбе, то мы не только не одержим победу, но и ввергнемся в бесконечное зло. Поэтому мы должны к этим двум видам оружия добавить третье, о котором мы упоминали выше: тренировка наших способностей. Эта тренировка заключается главным образом в правильном использовании разума и воли.

Невежество старается сделать разум неясным, мешая ему достичь своей собственной цели: истины. Эта тренировка, которая должна вернуть разуму ясность и трезвость, необходима для того, чтобы он смог даже в хорошем различать — что он должен сделать, чтобы очистить душу от своих необузданных страстей и украсить христианскими добродетелями.

Этот свет можно получить двумя способами. Первый и самый важный - это молитва:
разум должен просить Святого Духа пролить свет в наше сердце. И Он не откажет вам, если мы искренне ищем Бога и исполнения Его воли, и если мы в любом случае готовы подчинить наше мнение мнению нас превосходящих.


Второе — это постоянное приложение ума, чтобы рассматривать вещи тщательно и искренне, с целью принять решение согласно поучениям Святого Духа, а не следуя за подсказками восприятия и изречениями мира. Это рассмотрение надлежащим образом убедит нас, что то, что развращённый мир любит, желает и ищет с такой готовностью, — это только иллюзия и выдумка; что почести и удовольствия земли — это тщеславие и скорбь ума; что оскорбления и поношения — это повод для славы, а страдание — источник радости; что прощение обид и любовь к врагам составляют истинное величие души, а наша наиболее важная черта «к подобию» - это уподобление Богу; что презрение к вещам здесь внизу предпочтительнее власти мира; что добровольное повиновение творениям, даже самым ничтожным, ради любви к Богу, - более достойно уважения, чем прислуживание величайшим монархам; что скромное познание самого себя - это почёт более возвышенный, чем превозношение науки; что больше истинной славы в покорении и умерщвлении своих наименьших страстей, чем в том, чтобы захватывать штурмом чужие многолюдные города, обращать в бегство могущественные армии, совершать чудеса и воскрешать мёртвых.



Глава 8.
О препятствиях в верной оценке вещей и о способе их правильного понимания.


То, что мешает нам здраво расценивать вещи, так это наша склонность увлекаться любовью или ненавистью, которые вдохновили нас с самого начала. Мышление, затуманенное страстями, больше не видит вещи такими, какие они есть. Для того, чтобы избежать этой иллюзии, позаботьтесь сохранить волю свою полностью свободной от уз любой необузданной привязанности.

Когда объект предстанет перед вами, посмотрите на него глазами рассудка, здраво рассмотрите его, прежде, чем ненависть склонит вас отвергнуть его из-за того, что этот объект противоположен склонностям вашей природы, или прежде, чем любовь охватит вас из-за того, что он потакает вашим желаниям. Ваше мышление, всё ещё свободное от облаков страсти, обладает ясностью полной и целой для познания истины; оно способно раскрыть зло под личиной лживого удовольствия и разглядеть добро под вуалью кажущегося зла.

Но если любовь и ненависть уже овладели волей, то мышление не способно к правильной оценке. Страсть, которая помещена между объектом и мышлением, затмевает последнее вплоть до совершенно противоположной точки зрения, которая не соответствует действительности; тогда мышление предлагает этот обманчивый свет для воли, а она-то, в этом воодушевлении, позволяет увлечься любовью или ненавистью вопреки всем законам разума.

Страсть всё более и более затмевает рассудок, а рассудок, таким же образом затмевая, представляет воле этот объект наиболее приятным или наиболее отвратительным, чем
когда-либо. Получается, что ошибка в выполнении установленного порядка, который я здесь указал, и который имеет единственную чрезвычайную важность, рассудка - и воли, этих таких благородных качеств нашей души, не позволит сказать, что скверно кружиться по кругу и падать от невежества в невежество, из заблуждения в заблуждение, вплоть до самой глубокой пропасти.

Следовательно, христианская душа, держите себя в правильном охранении против любой необузданной привязанности; не привязывайтесь ни к одному объекту, если вы его прежде аккуратно не рассмотрели и не признали то, что он находится в свете рассудка, а ещё более в свете благословения и советов вашего наставника.

Эти предосторожности вы должны принять для установленных внешних действий, которые сами по себе являются хорошими и святыми, принять даже более, чем для других действий, мене похвальных, потому, что первые — это предмет большей неосмотрительности и большего заблуждения. Неправильный выбор времени или места, ошибка в мере, отсутствие послушания при исключении обернутся для вас очень губительно, как, например, можно убедиться на большом количестве людей, которые пропали на службах очень святых и очень величественных.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий