Глава 4.
Признаки,
по которым можно узнать есть ли в нас
недоверие к самим себе и доверие к Богу.
Случается, что некоторым личностям
представляется, что они уже имеют опыт
недоверия к самим себе и доверия к Богу,
хотя эти добродетели у них совершенно
отсутствуют.
Вы сможете решить, если разделите их
заблуждение признаком того, - «что
именно» ваши падения порождают в вас?
Если ваши падения возмущают вас и вы
расстраиваетесь, если они лишают вас
надежды хоть когда-нибудь продвинуться
в добродетели, это знак того, что вы
делаете ставку не на своё доверие к
Богу, а на самих себя; а если печаль ваша
безмерна и отчаяние глубоко, это признак
того, что у вас много доверия к самим
себе и очень мало к Господу.
Напротив, тот, кто весьма недоверчив к
самому себе, чтобы расположить в себе
надежду на одного Бога, он не позволяет
себе негодовать и грустить, а внушает
себе, что эти проступки являются
результатом его слабости и его недоверия
к Богу. Он находит в своём падении ещё
одну возможность всё более и более не
доверяться своим силам, чтобы рассчитывать
лишь на помощь Господа. Переполненный
страхом за свой проступок и за свои
неуёмные страсти, он постигает своим
оскорблением горечь жизни, тихо и
спокойно. Он тотчас берётся за дело, и
возобновляет его с удвоенной храбростью
и жаждой бороться против врага спасения,
что Бог будет поддерживать вплоть до
смерти.
Может быть эти вещи здраво оценят
некоторые личности, которые, после
падения, не могут и не хотят успокоиться,
которые стремятся как можно быстрее
пойти и найти себе духовного отца, чтобы
избавиться от беспокойства, в которое
их ввергло самолюбие, и последнее по их
мнению лучше любой другой побудительной
причины.
Глава 5.
О заблуждении,
которое в том, что некоторыми почитается
трусость за добродетель.
Есть некая общая иллюзия у всех добрых
людей, которая такова, что ими за
добродетель почитаются страх и тревога,
которые овладевают душой после греха.
Обманутые чувством скорби, которое
смешано с их тревогой, эти личности не
замечают, что скорбь их родилась от
тайной гордости и болезненного самомнения.
Они доверялись своим собственным силам
(убедившись по опыту, что это силы),
убедившись по опыту, что именно этой
силы им не достаёт, теперь они возмущаются,
они удивляются своему падению, как
невероятной вещи; и, видя низложение
зыбкой опоры, что разрушает их уверенность,
они спасаются бегством в унынии и страхе.
Эта беда не приключится с человеком
смиренным, который бросает вызов себе
самому и полагает свою опору в Господе.
Если случится совершить проступок, он
горько сожалеет, но не в смятении и
удивлении, потому что факел правды
освещает это проявление, как естественный
результат его слабости и его непостоянства.
Глава 6.
Несколько
полезных советов для приобретения
недоверия к самим себе и доверия
к Богу.
Поскольку сила, которая позволяет нам
побеждать наших врагов, рождается в
основном недоверием к самим себе и
доверием к Богу, вот несколько советов,
которые помогут вам, с помощью благодати,
приобрести эти добродетели.
Итак, научитесь и запечатлейте в разуме
вашем эту бесспорную истину, что не
бывает даров естественных или
приобретённых, нет бесплатной благодати,
нет столь уж совершенного знания Св.
Писания, нет постоянства в служении
Богу, которые помогут нам исполнить Его
святую волю, если в трудах, которые мы
предприняли для Его славы, в искушениях,
которые мы должны преодолеть, в кресте,
который послало нам Провидение, нашему
сердцу не поможет и не возвысит нас в
некотором роде поверх самих себя, Его
всемогущая рука.
Поэтому необходимо, чтобы в течение
всей нашей жизни, каждый день, каждый
час, каждый миг мы имели эту истину перед
своими глазами. И с помощью такого
способа мы сможем никогда не доверять
самим себе — эта мысль даже не придёт
нам на ум.
А для того, чтобы обратиться с доверием
к Богу, убедитесь хорошо, что Он свергает
всех врагов наших с одинаковой лёгкостью,
многочисленны они или малы числом,
сильные или слабые, закалённые в борьбе
или неопытные.
То, что душа так обременена грехами, что
она имеет все известные недостатки, что
она исчерпала все возможности исправиться
в своих пороках и применить добродетель,
и не может продвинуться даже на шаг по
тропинке добра, что она, скорее напротив,
очень глубоко погружена в грязь греха,
- это не основание, чтобы отчаяться в
доброте Бога, бросить оружие и забросить
духовные занятия. Наоборот, она должна
удвоить мужество и биться отважно: она
должна знать, что победа обещана тем,
кто упорствует в борьбе и отдаёт своё
доверие в руки Господа. Если Бог и
позволяет порой, чтобы Его солдаты
оказались раненными, всё же Он не покидает
их никогда.
Постоянно бороться — в этом весь секрет
победы. Лекарство готово для любого
ранения, и это лекарство непременно
излечивает всех тех, кто ищет Господа
и надеется на Его спасение. В день, когда
они и не думают вовсе, они обнаружат
врагов своих низложенными у своих же
ног.
Комментариев нет:
Отправить комментарий