Глава 3.
Вера в Бога.
Хотя недоверие к самим себе и необходимо
в духовной борьбе, как нам пришлось
показать, однако же, если мы имеем его
только для защиты, то вскоре будем
вынуждены обратиться в бегство или
проиграть... и сдаться в плен неприятелю.
Поэтому мы должны приложить к этому
«недоверию» абсолютное доверие к Богу,
надеяться и уповать исключительно на
Его милость и помощь, что гарантирует
победу.
Если правда то, что нас, сами по себе,
т.е «жалкое ничто наше», ожидают только
падения, и что под его руководством мы
не можем в себе возбудить достаточно
сил, то не менее достоверно и то, что
Господь наш не допустит триумфа врагов
наших, если для получения помощи Его мы
вооружим сердце своё непоколебимой
уверенностью в Нём.
У нас есть четыре способа обрести эту
добродетель.
Первый подход — это просить у Бога.
Второй подход — это рассматривать
внутренним зрением, с верой во всемогущество
и бесконечную мудрость этого Бога, то,
что нет для Него ничего невозможного,
рассматривать Его безграничную доброту,
Его невыразимую любовь, располагающую
нас согласовывать час по часу, время ко
времени, всю помощь Его, которая нам
нужна для пребывания в жизни духовной
и победы над самими собой. Единственное,
что Он просит от нас, это то, чтобы мы
бросились с полным доверием в объятия
Его милосердия.
И что! этот Божественный пастырь, будучи
всеобщим пастырем тридцать три года, а
после, когда одна заблудшая овца, погибая
на глазах, обозвалась бы к Нему…
Он бы настойчиво шёл к ней через колючки
и тернии пути, к месту, чтобы пролить
всю свою кровь и отдать жизнь; а теперь,
когда эта овца устремляется к Нему с
решимостью подчиниться закону Его или,
по меньшей мере, с желанием, может быть
слабым, но искренним, соблюдать Его
заповеди; сейчас, когда она зовёт и молит
своего пастыря, разве Он откажется
опустить на неё Свой милосердный взгляд,
прислушаться к крикам, взвалить её на
Свои божественные плечи, чтобы радоваться
со Своими ближними, избранными и ангелами
Небес!
Этот Хозяин так хорош, и с такой заботой
и любовью ищет «драхму» по Евангелию,
повествующему о слепом и немом грешнике,
- как же Он оставит того, кто подобно
заблудшей овце, призывает громкими
криками своего любимого пастыря? Разве
это возможно? И кто когда-нибудь поверит,
что этот Бог, который беспрерывно стучит
в двери нашего сердца с безмерным желание
войти, найти покой, который Он так любит,
и разлиться милостями, вдруг сделается
глухим и откажется войти, когда само
сердце открывается Ему и умоляет о
входе?
Третий подход в приобретении этого
спасающего доверия — это часто призывать
в нашу память пророков Святого Писания,
которые провозглашают во множестве
мест, что тот, кто надеется на Бога, не
будет пристыжен.
И вот, наконец, четвёртый подход — это
иметь всё вместе: и недоверие к самим
себе, и доверие к Богу.
Не составляя никакого плана, не принимая
никакого решения, как это было прежде
осознания нашей слабости; но вооружившись
только мудрым недоверием к самим себе,
обратим взоры свои к могуществу, мудрости
и доброте Бога и, полностью доверившись
Ему, примем решение с великой душой
действовать и сражаться; и с этим оружием,
присоединенным к просьбе (как мы расскажем
позже), двинемся к страданиям и к борьбе.
Если мы не последуем этому указанию, то
рискуем сильно обмануться, даже если
всё, казалось бы, указывает нам на то,
что доверие к Богу — это уже принцип
наших поступков.
Самомнение наше является таким
естественным для нас; оно, можно сказать,
создано из такого тонкого материала,
что проникает без нашего ведома в сердце
наше, и незаметно смешивается с недоверием
к самим себе и с доверием, с которым мы
верим в Бога.
Сохраняйте же в себе как можно большую
возможность остерегаться самомнения,
и, для основания наших трудов на двух
добродетелях противостоящих этому
пороку, позаботьтесь о том, чтобы
рассмотрение вашей слабости всегда
было раньше рассмотрения всемогущества
Бога, и чтобы и одно, и другое предшествовало
всем вашим трудам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий