Глава
14.
О
поведении, которого нужно придерживаться
в момент, когда воля кажется сломленной
и подвластной чувственному желанию.
Если вам иногда кажется невозможным
противостоять нападкам страстей и
настигающих вас противников, и это
потому, что вы не чувствуете в себе искры
желания активно сопротивляться им; тем
не менее, - держитесь: вы имеете право
думать как победитель, до тех пор, пока
вы не удостоверитесь, что потерпели
неудачу.
Так как высшее желание не имеет нужды
в чувственном желании, чтобы произвести
свои собственные действия, то никакое
насилие атакующей стороны не сможет,
вопреки этому высшему желанию, заставить
его признать своё поражение.
Бог даровал нашей воле такую свободу и
силу, что даже когда все страсти и все
бесы, и все творения объединятся вместе
для борьбы, она сохранит, несмотря на
их усилия, полную свободу делать то, что
хочет, и не делать того, чего не желает,
причём, столько раз и так долго — сколько
нужно, и таким способом и для такого
конца, которые ей кажутся правильными.
Если ваши враги атакуют вас и теснят
вас с таким напором, что воля ваша, неким
образом подавленная, уже не может
вздохнуть, чтобы освободиться от их
железных объятий, не теряйте искру
мужества и не бросайте оружие - призовите
в помощь спасительное слово и прокричите
искусителю: «никогда я не поддамся
внушениям»… «Прочь, прочь, я не хочу
прикосновения твоего». Действуйте как
боец в рукопашной схватке с ожесточённым
врагом, и если не может проткнуть его
своим мечом, то наносит удар рукоятью.
А так как он силится отступить на
несколько шагов, чтобы смочь сильнее
двинуться во фронт своего противника,
также и вы: соберитесь в себе, оцените
вашу беспомощность и ваше ничто, и,
возрождая свою уверенность в Боге,
атакуйте вражескую страсть с восклицанием:
«Помоги мне, о Господи и мой Бог; Иисус
и Мария, придите на помощь мне, по слабости
моей, чтобы я не поддался».
И если враг отступит на время, призовите
рассудок на поддержку воле. Рассмотрите
то, что вам кажется более действенным
для подъема своего боевого духа и для
восстановления своих иссякших сил.
Приведём пример.
Вы находитесь, я полагаю, под давлением
обстоятельств или каких-либо других
огорчений;
и вы чувствуете свою склонность к
нетерпимости в месте несогласия и
нежелания никаких страданий. Укрепите
вашу волю удерживая свою мысль на
следующих соображениях или на подобных
этим:
- Во-первых, посмотрите, не заслуживаете
ли вы того зла, которое вы терпите, и не
дали ли вы ему повода; если это зло пришло
по вашей вине, скажите себе, что это
вопрос правосудия — терпеливо страдать
от ранений, которые мы нанесли сами
себе.
- Во-вторых, если вам не за что упрекать
себя в этом отношении, то напомните себе
те проступки, за которые вас Бог ещё не
наказывал или которые вы ещё не искупили
своим покаянием, и, видя, что Бог удостоил,
по милосердию Своему, смягчить наказание
в вечности или во времени, но которое
ожидает вас в другом мире, на теперешнее
наказание, несравненно более лёгкое,
которое посылается вам здесь внизу,
примите его не только с радостью, но и
с благосклонными действиями.
- В-третьих, если вы видите, что много
каялись и немного оскорбляли божественное
величие (мысль против чего необходимо
хранить всегда), подумайте, что вы всё
ещё не Царствие Небесном, вход в которое
через узкую дверь скорби.
- В-четвёртых, обдумайте, что если бы вам
был открыт другой путь, то закон любви
должен мешать вам следовать им, поскольку
Сын Божий и святые, как Его составляющие,
взошли в Небеса путём усеянным шипами
и через крест.
Наконец, это то, что вы особенно должны
рассмотреть здесь и во всех делах — это
воля Бога: Он так любит вас, что принимает
наивысшее наслаждение через видение
ваших действий добродетельных и по
умерщвлению, которые вы будете выполнять,
чтобы соответствовать Его любви и чтобы
показать верного и благородного защитника
Его дела.
Возьмите за правило, чем более ненавистны
и несправедливы притеснения со стороны
их носителя, а следовательно более
тягостны для вас, тем более ваша стойкость
будет приятна Господу. Она покажет Ему,
что даже в делах нежелательных для вас,
и исполненных горечью, вы одобряете и
любите эту восхитительную волю, которая
меняет под себя закон событий, которые
ей наиболее противоположны, и возвращает
их к неизменному порядку своего
Провидения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий